Все новости от 18 марта 2002 г. «Интелнат» для российских учителей
В середине апреля компания Intel в рамках своей программы «Обучение для будущего» (Teach to The Future) объявит об открытии своего второго центра обучения — в Ростове-на-Дону. Всего в этом году должно быть организовано десять таких центров. Суть программы в том, что на базе компьютерных классов, открываемых в университетах и центрах переподготовки преподавателей, учителям российских школ покажут, как использовать компьютерные технологи в учебном процессе.
Программа Teach to The Future не нова: начавшаяся в нескольких штатах Америки в 2000 году, сегодня она охватывает уже свыше 200 тыс. преподавателей более чем из 20 стран мира. В Россию программа пришла сравнительно недавно, точнее, в ноябре прошлого года, и сейчас в стране действует лишь один такой центр — в Нижнем Новгороде.
Российским преподавателям больше знакома программа «Поколение.ru», проводимая Федерацией интернет образования (ФИО). Федерация существует уже два года, и ее деятельность ориентирована только на Россию. Поэтому ФИО успела гораздо больше: открыла свыше 20 центров интернет-образования (а всего до 2005 года их планируется организовать 50).
Первоначально у Intel и ФИО отношения сложились самые дружественные. Последняя перевела на русский язык и адаптировала Teach to The Future к «российской действительности», дополнив программу некоторыми своими курсами, так что в результате она разрослась с 40 учебных часов до 72. Партнеры договорились о создании совместных центров, первый из каторых должен был появиться в Пензе. Но впоследствии Intel отказалась от общих курсов. Как объяснил один из сотрудников компании, Intel нужно развивать собственный бренд, а не пропагандировать нефтяной холдинг «Юкос», финансирующий ФИО. Возможно, бывшие партнеры, чтобы «сохранить лицо», все же откроют один центр, но не больше.
Так что в России будут одновременно действовать две благотворительные программы: отечественная и американская.
Американская система школьного образования, как известно, сильно отличается от российской. Учитель в Америке не привязан к единой школьной программе: он сам определяет глубину рассмотрения той или иной темы и количество отведенных на нее часов. «Обучение для будущего» ставит перед собой задачу привить преподавателям навыки использования в школьном процессе разнообразных программных продуктов.
Проблема применения этой системы в России заключается в том, что программу обучения в школе придется изменить, а это сопряжено с определенными трудностями. По словам менеджера Intel по работе с правительственными и образовательными учреждениями Ярослава Быховского, в компании знают об этой проблеме и, чтобы облегчить школам переход на новую систему обучения, приглашают на курсы сразу несколько преподавателей, в том числе представителя школьной администрации. Таким образом Intel удалось добиться успеха во многих школах Бразилии, Индии, Эстонии, Японии и других стран.
Сотрудники ФИО отмечают существенный недостаток программы Intel: для большинства учителей она слишком сложная. Если у среднего американского преподавателя есть дома компьютер и он умеет с ним работать, то большинству российских педагогов приходится начинать с азов. По словам директора интернет-программ Федерации интернет образования Семена Мушера, в ФИО учитывают российскую специфику. К тому что программа «Поколение.ru» подробнее и понятнее, она еще и построена по системе обучения, принятой в российских университетах, а значит, вполне вписывается в школьную программу. Однако центры ФИО ставят более узкую задачу: приучить школы пользоваться интернетом, научить учителей создавать школьные сайты и использовать веб-ресурсы в учебном процессе.
Программа «Обучение для будущего» короче: 10 занятий по 4 часа и 20 часов самостоятельного изучения, причем обучение строится по проектной системе, т.е. каждому слушателю выдается задание, посвященное определенной теме (например, по биологии или литературе), и он должен подготовить материал для своего урока в компьютерном классе.
Занятия по системе ФИО требуют от 98 до 180 часов работы. Они могут начинаться, в зависимости от степени первоначальной подготовки слушателей, со знакомства с Microsoft Windows для не совсем искушенных или с принципов организации компьютерных сетей для особо «продвинутых». В конце курса всем предлагается создать веб-представительство своей школы в интернете.
Финансовый подход к программам тоже различен. Учителям оба курса обходятся абсолютно бесплатно, включая проживание и питание во время учебы. Но если ФИО платит за все (кроме аренды помещения и услуг провайдера), включая проезд до места учебы и зарплату преподавателям, то Intel оборудует за свой счет класс и предоставляет методику обучения, все остальные расходы перекладывая на администрацию области или учебное заведение, на базе которого проводятся курсы. Устройство одного центра обучения, состоящего из четырех классов по 11 рабочих мест обходится ФИО (точнее, компании «Юкос») примерно в 140 тыс. $, а Intel, предоставляя один класс, оборудованный 25 компьютерами, тратит около 40 тыс. $. К тому же с Intel сотрудничают Microsoft и дилеры. Например, технику для десяти классов поставит компания «Формоза», а Microsoft оснастит ее ПО Windows XP. В результате Intel и Microsoft планируют затратить на всю программу примерно по миллиону долларов; ФИО же, которой поддержка каждого из 20 открытых центров обходится в 140-150 тыс. $, уже сейчас тратит ежегодно 5 млн $.
Полностью планы Intel и ФИО совпадают в одном: до 2004-2005 года обучить не менее 250 тыс. преподавателей. Это критическое для России число: по данным Министерства образования, в нашей стране около 2 млн преподавателей школ, а согласно психологическим исследованиям, целенаправленные действия 10-15% активных людей могут изменить точку зрения остальных. В том случае, если обе программы достигнут желаемого, в России эта цифра будет превышена вдвое.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|