Все новости от 27 марта 2002 г. Индустрия спелась по поводу MPEG-4
Во вторник отраслевая группа утвердила план лицензирования технологии аудиокомпрессии MPEG-4, избежав тех противоречий, которые возникли при обсуждении долгожданной родственной технологии видеокомпрессии.
Организация Internet Streaming Media Alliance (ISMA) утвердила программу лицензирования аудиотехнологии, предложенную компаниями Dolby Laboratories, Nokia, AT&T, Sony и Fraunhofer IIS. Владельцы лицензии, которые используют аудиокодеры или декодеры MPEG-4 в потребительских продуктах, должны платить не более 50 центов за каждый «канал», или путь музыкального потока. Тем же, кто использует технологию в профессиональных целях, придется платить по 2 $ на канал. Потолок установлен на уровне 250 тыс. $ в год за кодеры и 25 тыс. $ за декодеры.
Модель MPEG-4 Advanced Audio Coding принята вслед за вызвавшим бурные протесты планом лицензирования MPEG-4 video, который многие медиакомпании посчитали просто драконовским. Организация по лицензированию MPEG LA, представляющая 18 держателей патентов, предложила программу, согласно которой лицензиаты должны платить за каждый видеокодер или декодер MPEG-4 по 25 центов, но не более 1 млн $ в год за каждую лицензию. Кроме того, предусматривается поминутная оплата, эквивалентная 2 центам за каждый час контента, закодированного в видеоформат, включая фильмы на DVD.
Технология MPEG-4, наследующая технологиям MPEG-1 и MPEG-2, породила взрыв цифровой музыки MP3 (MPEG-1, Audio Layer 3). Как и предшественники, MPEG-4 включает технологии аудио и видео, сжимающие файлы для упрощения их передачи через веб.
Технология MPEG-4 audio встречает серьезную конкуренцию со стороны укоренившегося формата МР3, а также Microsoft Windows Media, RealNetworks RealAudio и других форматов. Она привлекла относительно мало внимания по сравнению с MPEG-4 video, которую компании Apple Computer и RealNetworks в принципе приняли, дав, правда, мощный отпор плану ее лицензирования.
Apple сразу отклонила план MPEG LA, отказавшись выпускать новые продукты QuickTime, поддерживающие этот стандарт, до достижения нового соглашения. К тому же ISMA попросила MPEG LA выставить свой план лицензирования на открытое обсуждение в отрасли, опасаясь, что модель роялти не будет способствовать разработке устройств MPEG-4.
Однако условия лицензирования MPEG-4 audio поддержали и Apple, и ISMA.
«Такой формулировке обеспечена широкая поддержка. Главное, что создатели и поставщики контента могут кодировать неограниченное количество контента, — комментирует директор Apple по маркетингу продуктов QuickTime Фрэнк Казанова (Frank Casanova). — Это именно тот вид лицензии, который, как мы надеемся, примет и организация MPEG LA для видеоразновидности MPEG-4».
Президент ISMA Том Джекобс (Tom Jacobs) согласен с этим и называет условия справедливыми. По его словам, было бы неразумным ожидать, что владельцы или дистрибьюторы контента примут формат, за который надо платить пропорционально объему его использования.
«В этом смысле условия, предложенные MPEG LA, неконкурентоспособны. Они делают MPEG-4 менее привлекательным по сравнению с другими вариантами, — говорит Джекобс. — План лицензирования MPEG-4 audio обеспечит принятие технологии рынком и создание приложений на ее основе. Этот план заинтересует людей».
ISMA основали два года назад Apple, Cisco Systems, IBM, Kasenna, Philips Electronics, Sun Microsystems и другие технологические компании. К проекту до сих пор не присоединились лидеры рынка RealNetworks и Microsoft.
ISMA и держатели патента убеждены, что план лицензирования позволит разработчикам ПО, поставщикам аппаратуры и создателям контента разработать новое поколение продуктов и услуг на базе MPEG-4. Dolby обещает подготовить лицензионное соглашение на патент в апреле. Эта компания играет роль администратора лицензирования для патентов, принадлежащих AT&T, Dolby, Fraunhofer, Nokia и Sony.
«Мы понимаем важность принятия условий программы MPEG-4 (audio) и внесения определенности в вопрос об оплате за контент, так как именно он стал камнем преткновения для предложенных условий лицензирования MPEG-4 video, — сказал менеджер по развитию бизнеса распространения электронной музыки Dolby Laboratories Эндрю Фишер (Andrew Fischer). — Компаниям, заинтересованным во внедрении продуктов (MPEG-4 audio), условия лицензирования теперь вполне ясны».
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|