Все новости от 9 апреля 2002 г. Электронизация федерального и местных правительств
Интернет становится основным средством коммуникаций между всеми субъектами общества. Развитие электронной демократии, поддерживаемое современными ИТ-технологиями, повышает ответственность граждан и подотчетность им правительства.
В обзоре текущего состояния внедрения концепции и технологий э-правительства в США (“State and Federal E-Government in the United States, 2001, September 2001” ) проанализировано содержимое 1680 сайтов федерального правительства и правительств штатов, проведено исследование предоставляемой ими гражданам онлайновой информации и услуг, уровня защиты персональных данных и обеспечения безопасности, а также развития э-демократии.
Таблица 1. Категории информации, доступные гражданам в оперативном режиме, % от числа исследованных сайтов
Таблица 2. Распространенность онлайновых услуг, % от числа исследованных сайтов
|
Онлайновая информация. В табл. 1 представлены различные категории онлайновой информации и ее наличие в процентах от общего числа проанализированных правительственных сайтов в 2000 и 2001 гг.
Предоставление онлайновых услуг гражданам. Переход на онлайновые услуги удобен как для правительства, так и для граждан. С развитием этой технологии исчезает необходимость в личных посещениях, написании бумажных документов или в телефонной связи с правительственным учреждением. Однако следует отметить, что только один из четырех правительственных сайтов США предоставлял в 2001 г. хотя бы одну онлайновую услугу (см. табл. 2).
Онлайновые услуги на правительственных сайтах значительно отличаются друг от друга. В 2001 г. в число десяти наиболее распространенных и доступных вошли следующие услуги:
- уплата налогов (услуга предоставляется на 85 сайтах);
- заказ публикаций (62);
- подача жалоб (38);
- регистрация транспортных средств (35);
- получение охотничьих лицензий (29);
- запрос форм для заполнения (25);
- получение рыболовных лицензий (23);
- получение различных свидетельств (23);
- регистрация участия на семинарах и конференциях (21);
- онлайновое посещение магазинов (20).
На коммерческих сайтах, как правило, товары или услуги оплачиваются с помощью кредитных карт. Однако в 2000 г. только 3% правительственных сайтов использовали кредитные карты; в 2001 г. этот показатель достиг 10%, подтверждая тот факт, что онлайновые финансовые транзакции начинают проникать и в государственные структуры.
В то же время, несмотря на принятие законодательства о возможности применения цифровой подписи для финансовых транзакций, менее 1% (или 6 сайтов) используют эту технологию.
Защита персональных данных и обеспечение безопасности. Защита персональных данных оценивалась по выполнению трех требований:
- запрещение коммерческого маркетинга среди посетителей сайтов (это требование в 2001 г. выполнялось на 12% сайтов);
- запрет на создание профиля посетителей (выполнялось на 10% сайтов);
- запрещение использования персональной информации без согласия посетителя (выполнялось на 13%).
Одновременно выполняют все три требования лишь 10% правительственных сайтов. С точки зрения обеспечения безопасности работы, включая защиту от хакеров и от иных угроз, только 8% сайтов используют программное обеспечение для управления сетевым трафиком.
Развитие демократии. Этот показатель оценивает взаимное сближение правительства и граждан. Интерактивность, возникающая между гражданами и э-правительством, поддерживается несколькими основными видами коммуникаций. Их перечень и использование приведены в табл. 3.
Таблица 3. Использование различных видов коммуникаций между гражданами и правительством, % от числа исследованных сайтов
|
Следует отметить, что электронная почта стала третьим по значению средством доступа к правительственным учреждениям после телефона и обычной почты.
Выводы. Данное исследование показало успех внедрения концепции электронного правительства. Множатся проекты создания единого портала, который будет единственной точкой входа в созвездие сайтов различных правительственных учреждений и обеспечит интеграцию всех их э-услуг.
Одновременно отмечается, что не решены проблемы в таких областях, как защита персональных данных, безопасность работы в сети, создание интерфейсов для людей с физическими недостатками, хотя и здесь имеется определенный прогресс. Из всего этого можно сделать следующие выводы:
- В 2001 г. уже 6% сайтов предоставляли возможность выбора языка, что на 2% превышает показатель 2001 г.
- Штаты США сильно различаются по уровню электронизации своих правительств. Наиболее продвинутыми оказались правительства штатов Индиана, Мичиган, Техас, Теннесси, Вашингтон, Калифорния, Нью-Йорк, Пенсильвания, Флорида и Огайо; в числе отстающих — правительства Вайоминга, Алабамы, Нью-Гэмпшира и Нью-Мексико.
- Велико различие в электронизации деятельности различных правительственных органов федерального уровня. Наиболее передовыми являются такие ведомства, как Управление продовольственных и лекарственных продуктов, Министерство сельского хозяйства, Федеральная комиссия по связи, Министерство жилищного и городского развития, Министерство обороны, Министерство образования, Комиссия по безопасности потребительских товаров, Министерство здравоохранения, Управление малого бизнеса. К наиболее отсталым относятся различные юридические ведомства.
- В целом сайты федерального правительства функционируют более эффективно и качественно, чем сайты правительств штатов.
- Вырос такой показатель, как ответы на запросы граждан: в 2001 г. ответы были получены на 91% запросов, тогда как в 2000 г. — только на 80% запросов.
|