На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2002-5-22 на главную / новости от 2002-5-22
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 22 мая 2002 г.

Михаил Краснов: «Главная задача Ассоциации КИТ — установить диалог»

В четверг, 23 мая, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) проведет в Москве открытую весеннюю конференцию — первое публичное мероприятие, организуемое с той поры, как в ноябре прошедшего года данное объединение объявило о начале своей деятельности.

Сегодня @daily публикует интервью с Михаилом Красновым, президентом группы компаний Verysell и одним из семи членов правления Ассоциации.

@daily: Со времени учредительного собрания Ассоциации прошло полгода. О каких результатах ее деятельности уже можно говорить?

М. К.: Мы считаем, что имеем определенное право говорить о том, что выступаем от имени отрасли.

Уже можно сказать, что ассоциация создана. Организация зарегистрирована, и порядка 35 компаний выполнили все формальности для вступления: представили и подписали необходимые документы, внесли членские взносы — это тоже существенный момент. По числу это, конечно, далеко не то, что мы ожидаем видеть в самое ближайшее время, — мы считаем, что Ассоциация будет массовой. Но сегодня в числе участников, по крайней мере, практически все крупнейшие компании отрасли, которые играют достаточно важную роль в формировании отраслевого мнения.

Пока еще продолжается организационный период и частично началась практическая работа в рамках созданных комитетов.

— В чем она выражается?

— Одним из первых был организован комитет по таможенным вопросам. Это наиболее болезненная проблема для рынка, особенно для крупных компаний. Комитет уже провел несколько первых встреч, в частности в правительстве, в ходе которых представители Ассоциации разъясняли в деталях позицию нашей организации по проблемам таможни. Есть желание помочь сотрудникам таможни разобраться в достаточно сложной фактуре, разъяснить им, что такое ИТ-рынок. Плюс рассматривается возможность оказания содействия в подготовке прейскурантов. Потому что это трудоемкая, очень сложная вещь, и ясно, что у Таможенного комитета просто не хватает ресурсов делать это достаточно качественно и профессионально.

Деятельность комитета по защите авторских прав и интеллектуальной собственности ориентирована главным образом на законодательную власть, на Думу. Существует достаточно много нерешенных проблем, связанных с авторским правом, с защитой интеллектуальной собственности. Комитет занят (так же, как и таможенный) выработкой рекомендаций и установлением диалога.

Следующий комитет — по международным делам и инвестициям. Его формируем мы с Ольгой Дергуновой. Этот комитет будет в основном ориентирован на диалог с Минэкономики, и его главная задача — участвовать в формировании промышленной политики. Это в целом большая проблема для страны. По крайней мере, многие люди утверждают, что в России промышленной политики не существует. Не знаю, насколько это крайняя точка зрения. Может быть, она недостаточно ясно донесена до бизнеса или, быть может, не учитывает всех интересов. В этой теме есть очень много совсем сырых вопросов. Вот, скажем, защита отечественного производителя. Как мы понимаем, прежде всего нет полной ясности с тем, кто является отечественным производителем. И нужно ли его защищать? И если защищать, то какими методами? Надо защищать так, чтобы не получилось, что и одним не помогли, и других погубили.

Еще один вопрос — иностранные инвестиции. Вот, собственно, почему не идет капитал в IT? И правильное ли, вообще, это утверждение? По официальной статистике, IT как сегмент рынка как бы и не фигурирует в крупных получателях иностранного капитала. Ну, кроме известных телекоммуникационных компаний, которые вышли на внешний фондовый рынок. Так это или не так в действительности, уверенности нет никакой, потому что идет и неявный процесс инвестирования. Никто не учитывает, что называется, нематериальный актив, который вносят иностранные компании, участвующие в развитии российского IT-рынка. Масштаб участия иностранного капитала далеко не сводится к тому, что физически находится в офисах представительств крупнейших зарубежных производителей в виде оборудования и прочих вещей. И здесь, по всей видимости, нужно будет работать и с Госкомстатом, чтобы разъяснить позицию и, возможно, изменить существующие оценки или ввести какие-то новые.

Комитет по образованию в области IT (председательствует Георгий Генс) ведет сейчас такую же работу, как и другие перечисленные мной комитеты: по анализу проблем, установлению диалога с Министерством образования и нахождению общих вопросов, где Ассоциация может внести какой-то вклад в их решение. Проблемы существуют, и очень серьезные. Это построение всей системы образования в области IT и участие бизнеса в нем. Безусловно, и у государства, и у вузов не хватает ресурсов для того, чтобы поставить этот вопрос на уровень действительно современный. Это прежде всего необходимо рынку IT, ведь он же развивается. Ему нужны кадры и нужны потребители, профессиональные потребители. Подготовить их — задача и образования, и рынка.

Кстати, 21 мая по предложению г-на Генса правление Ассоциации КИТ приняло решение в качестве генерального спонсора финансировать издание российской версии отчета Computing Curricula 2001. Данный отчет — это свежая версия рекомендаций по преподаванию информатики, разработанных совместно ACM и IEEE Computer Society. Документ считается эталоном преподавания информатики на Западе. Университеты США, выпускающие специалистов в этой области, должны продемонстрировать соответствие своих программ государственному стандарту, который почти целиком основан на данном документе. Отчет обновляется раз в пять-десять лет (предыдущий был издан в 1991 году). Переводить на русский язык его начали в конце прошлого года. Проект носит некоммерческий характер, его цель — издать книгу и разослать ее бесплатно по ведущим вузам России и Украины.

— Почему возникло решение разделить работу по комитетам?

— Перед Ассоциацией поставлен такой круг задач, что вряд ли семь человек, избранных в правление, справятся даже с половиной объема работы. Естественно, потребовалось привлекать дополнительно людей, которые активно участвуют в работе Ассоциации. Мы приняли решение делать это через комитеты. Кто не вошел в правление, но тем не менее активно проявляет заинтересованность в работе, входит в состав данных групп. В них же как минимум один член правления (необязательно в качестве председателя). Например, председателем комитета по таможенным вопросам выбран Анатолий Карачинский. Он выразил желание, и мы с удовольствием поддержали его инициативу. От правления в состав комитета входит Василий Васин. В работе комитета по защите авторских прав и интеллектуальной собственности, по вопросам лицензирования участвуют Борис Нуралиев и Ольга Дергунова.

— В чем вы видите главную задачу работы комитетов?

— На данном этапе — это установить диалог. Состоялось уже несколько встреч в Минсвязи, прошло рабочее совещание с одним из сотрудников аппарата Правительства, который занимается подготовкой предложений по дальнейшему улучшению, как говорится, работы таможенных органов, готовится встреча в Минэкономики.

И первое впечатление, даже не впечатление, а как бы совершенно конкретные вопросы, которые задают высокопоставленные чиновники, свидетельствуют о том, что мнение отрасли им неизвестно. Либо его не существует. Им известно мнение отдельных компаний. И даже иногда некоторых групп компаний. Но, скажем, что такое российский IT как отрасль и каковы интересы этой отрасли, в общем-то такого мнения в государственных органах нет. По всей видимости, потому, что всего-навсего не сформировано. И главная задача Ассоциации — его сформировать, то есть сделать процесс объективным, чтобы действительно быть уверенными, что это мнение отрасли, а не отдельных компаний, и довести его до соответствующих людей, которые принимают важные решения и в Правительстве, и в Думе.

С другой стороны, нам тоже хорошо было бы понять позицию властных структур, определить движущие силы, которые существуют в государстве и которые влияют на нашу деятельность, и тогда уже наоборот, довести их мнение до, соответственно, членов Ассоциации. Такой диалог необходим для того, чтобы потом, в будущем, предпринимать какие-то осмысленные действия.

Конечно, Ассоциация ставит перед собой задачу лоббировать интересы отрасли. Но эта задача — одна из наиболее важных на следующем этапе. То есть сначала нужно изучить другую сторону и наладить с ней диалог, а затем и лоббировать, пытаясь влиять на процессы таким образом, чтобы они шли благоприятно для развития IT.

— Какие еще практические шаги предприняты Ассоциацией?

— Решено создать комитет по правовому регулированию отрасли. Кто будет возглавлять этот комитет, пока не решено. Кто-то, видимо, из членов правления, которые еще не получили постоянного поручения. Обсуждалась также идея создания комитета по стандартам и проблемам сертификации. Есть предложенная кандидатура, но пока формального согласия от нее мы не получили.

Мы считаем, единственное, что сегодня в Ассоциации представлено недостаточно, это малый бизнес. И, по всей видимости, следующим будет создан (и это тоже уже обсуждалось) комитет по проблемам малого бизнеса. С одной стороны, наверное, те вопросы развития отрасли в целом, которые ставят крупные компании, как минимум не вредны для малого бизнеса, поскольку это те же вопросы таможни, законодательства, госпрограмм. Объективно все они в интересах всех. Но у малого бизнеса есть своя специфика, свои вопросы, которые должны быть отражены.

Есть и достаточно серьезные методологические вопросы, которые мы будем решать путем формирования экспертных комиссий или экспертных организаций. Нужна независимая экспертиза. Независимая от государства и от отдельных компаний. Это актуально для работы и по таможенному комитету, и по промышленной политике. Ближайшая задача Ассоциации — создать такие комиссии, что-то вроде независимого института экспертов, и найти источники их финансирования. Я не уверен, что это будет под эгидой Ассоциации. Может быть, АП КИТ просто выступит организатором этого процесса, а может, это будут экспертные комитеты при Ассоциации.

Минсвязи, по крайней мере, очень позитивно смотрит на такой поворот событий — кадров, естественно, везде не хватает. Тем более высококвалифицированных. Бюджета нет. Поэтому они вполне доверяют нам на данном этапе создать такую комиссию, ну а дальше будет видно, как она станет работать.

И я думаю, что по крайней мере до первого отчетного собрания (оно состоится, по всей видимости, в сентябре) задачу по созданию института экспертов мы должны решить.

— Президент? Его выбрали?

— Пока вопрос, честно говоря, подвис. По какой причине? Брать человека номинального, для престижа, который не будет работать реально, честно говоря, никто не хочет. А найти персону, имеющую очень высокий авторитет и располагающую временем для практической работы, пока не удается. По нашему замыслу, президент не должен быть из IT. Это может быть либо политик, либо крупный общественный деятель. Важно, чтобы это был очень уважаемый человек, который сможет при любых обстоятельствах сохранять абсолютную объективность: не принимать сторону ни одного из участников рынка, а отстаивать интересы отрасли в целом.

Такая фигура будет найдена обязательно. Это важная задача, и ее нужно решить. Потому что когда подойдет этап лоббирования интересов отрасли, будет очень важно наличие человека, являющегося частью истеблишмента политического и способного действительно решать вопросы, входить в нужные двери.

Процесс подбора идет, мы то и дело обсуждаем кандидатуры. Но сейчас сказать, что остановились на ком-то, кто всем понравился, мы, к сожалению, не можем.

А пока работа ведется коллегиальным органом. И составляют его семь человек с очень разными интересами. Поэтому все решения, которые вырабатываются, не могут быть в интересах ни одной из компаний. Сами понимаете, за стол садятся конкуренты, поэтому проходят только те предложения, оторые отвечают интересам всех — всей отрасли.

— Как часто собирается правление?

— Не реже раза в месяц. Следует учесть, что все члены правления — люди довольно мобильные, и это целая проблема — найти день, когда все в Москве. У нас принято такое решение: в заседании все участвуют лично. Те, кто избран в правление, не могут прислать кого-то за себя, поэтому, для обеспечения кворума, мы требуем, чтобы как минимум пять членов правления были на месте. Это достаточно сложная процедура — всем собраться, но… пока вот удается.

Вся исполнительная дирекция — это три человека: директор, его заместитель и секретарь. Они справляются и должны справляться с объемом работы. Аппарат не должен быть большим. Общественная организация — она и есть общественная.

— Есть ли какие-то идеи, от которых вы уже отказались?

— Вначале была явная переоценка собственных возможностей и задачи общественной организации как таковой. Как это у нас в стране принято, было желание изменить все, построить новый мир. Но постепенно стало понятно, ну, по крайней мере, мне уж точно, и я думаю, что всем остальным членам правления тоже, что общественная организация — образование в общем-то неторопливое. И ожидать, что она будет работать столь же эффективно, как бизнес, не стоит.

Пересмотрели также, какие реальные задачи ставить и решать.

Прежде всего нужно обеспечить массовость. Пока в ассоциации меньше ста членов, я не считаю, что процесс ее создания завершен. Хотя основа заложена — большая часть рынка в нашей организации представлена если не количеством участников, то объемами совершаемых торгово-финансовых операций точно. Тем не менее задача на сегодня — это чтобы и другие компании присоединились. И завершить этот процесс нужно в самое ближайшее время — до лета.

А присоединением является внесение взноса. Три тысячи долларов — сумма не большая и в то же время не маленькая и достаточно серьезная. Такой размер взноса был выбран совершенно сознательно — мы хотим, чтобы к членству в ассоциации люди подходили ответственно. Если уж ты вступил, то участвуй! Эта сумма достаточна для того, чтобы отсечь тех, кто готов участвовать номинально, но реально работать не будет и никакой активности проявлять не собирается.

Следующий этап — это обеспечить тот механизм, ту организационную базу для диалога, чтобы можно было быстро и эффективно обменяться мнением со всеми, от кого зависит развитие IT-рынка. Это прежде всего, конечно, ведущие министерства и Дума, а также ГТК.

Практика показывает, что, пока мы не доходим до министра и пока он не принимает решение о том, кто из его замов непосредственно будет отвечать за это, процесс не двигается. Сейчас задача такая: проблему поднять, работая с общественностью компьютерной, до уровня соответствующих руководителей министерств или соответствующих комиссий Думы, принять решение и закрепить конкретных людей, создать какую-то оргструктуру для диалога.

И я думаю, что на этом этап строительства будет завершен и можно ставить следующие цели и задачи. Предложений огромное количество — это и формирование позитивного имиджа российского бизнеса вообще и IT-бизнеса в частности в стране и за рубежом, и участие в разработке государственных программ (та же «Электронная Россия»). Возможна выработка каких-то механизмов саморегулирования рынка.

Но это все, наверное, будет актуально только в том случае, если Ассоциация будет однозначно признана представляющей интересы отрасли, а это очень важно с точки зрения отношений с властью. Наша организация должна быть признана прежде всего государством. Было обозначено, что ведомства готовы иметь дело с представителями рынка IT, но при этом — только с одной организацией, а не с пятью (это число условное) ассоциациями, каждая из которых имеет свое мнение и выступает от лица кого-то. Иначе просто не будет механизма диалога.

И, конечно, ассоциация должна иметь определенную финансовую базу. (Формируется она из взносов: членских, а также добровольных. Добровольные взносы собираются среди членов по открытой подписке.) Для того чтобы действительно решать вопросы. Многие процессы, которые в государстве происходят, мы можем попытаться ускорить. Или как-то скорректировать направление принятия решения в пользу развития IT. Именно благодаря тому, что мы сможем оплачивать услуги экспертов, решать финансовые вопросы, которые представляются ведомствами как неразрешимые: либо ресурсов нет, либо это какая-то сложная внутренняя процедура. Ну, как обычно… Пока все технические проблемы решаются очень быстро, без особых сложностей, они не составляют никакой проблемы.

Может быть, это энтузиазм начального периода, но все с удовольствием занимаются работой в Ассоциации. 

 Предыдущие публикации:
2001-11-19   ИТ-индустрия обзавелась собственной общественной организацией
 В продолжение темы:
2002-07-17   В совместном заседании Попечительского совета IT-Клуба и АП КИТ принял участие министр связи

 

← апрель 2002 17  18  20  21  22  23  24  25  26 июнь 2002 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!