Все новости от 3 апреля 2001 г. Василий Васин
Десятилетний юбилей группы компаний R-Style пришелся на 27 февраля. А отметила свою первую круглую дату фирма весьма своеобразно. Буквально на следующий день, 28 февраля, был зарегистрирован ее дочерний холдинг — e-Style, к которому перешла часть бизнеса материнской компании.
Сегодня президент группы компаний R-Style Василий Васин рассказывает читателям „@“ о многом: как непросто ему было согласиться на предложение Вячеслава Рудникова о совместной работе, почему домашние не решаются его расстраивать, чьим ядом он успешно торговал, прежде чем возглавил R-Style и что нужно ему для ощущения полного счастья...
— Мне нравится, что мой сын, который сейчас учится в первом классе, бывает у меня на работе. Приезжает, проверяет состояние ящиков моего стола, всевозможных подарочных наборов. Я всегда его спрашиваю: «Придешь сюда работать?». Он говорит: «Да». Я ему: «Менеджером будешь?». А он: «Нет, буду с тобой».
Конечно, интересно было бы поработать с ним вместе. Но времени, чтобы передумать, у него еще предостаточно. Тем более что я не собираюсь влиять на его решение. Для меня важно предоставить ему возможность выбирать самому, обеспечить такую базу, чтобы потом не пришлось, например, из-за незнания иностранного языка сожалеть: «Хочу здесь работать, но не могу». А как со временем все повернется, не угадаешь.
Я, например, даже не предполагал, что моя жизнь может сложиться так, как сложилась. Да что там, когда в конце 80-х Вячеслав Рудников, уже имевший собственный кооператив в Москве, звал меня к себе, я по-настоящему мучался, прежде чем решился уехать из Коломны, где в то время работал во ВНИИ тепловозов и путевых машин (ВНИТИ).
Тепловозы и вагоны
— В НИИ я попал после окончания Брянского института тяжелого машиностроения. Распределился в отдел динамики. Что мы там делали? Испытывали тепловозы, тепловые машины, экипажные части. Устанавливали допускаемые скорости движения. Причем, если уж делали заключение о том, что вот с этой кривой тепловоз не сойдет, пока не превысит скорость 60 км в час, то несли полную ответственность за свои слова и перед МПС, и перед собой, наверное.
Мне всегда нравилась эта работа. Я и сейчас с удовольствием о ней вспоминаю. Я занимался проблемой трения колеса и рельса. Задача очень сложная и большая. Мы пробовали и радиальную установку, и рельсосмазыватели, и гребнесмазыватели, и демпфирование колебаний. На эту тему я написал около 50 научных статей (один и в соавторстве), зарегистрировал 10 изобретений. В 1990 году я поступил в аспирантуру, но... Наверное, я до сих пор числюсь там как аспирант.
Жалею ли я, что ушел в бизнес в 1991-м? Безусловно, я приобрел гораздо больше, хотя на том научно-техническом материале, который я в свое время сделал, к настоящему времени разные люди защитили несколько кандидатских диссертаций и, может быть, докторские.
Честно говоря, я благодарен нашему государству, вернее, еще Советскому Союзу за то, что сумел выучиться. Причем совершенно бесплатно. Сегодня хорошее образование коррелируется с хорошими деньгами. Так что за образование — отдельное спасибо. Успел пройти некоторую практическую школу— тоже хорошо. В принципе, социалистический строй подготовил меня ко всей дальнейшей жизни.
Компьютеры — это судьба
— Мне кажется, что компьютеры были в моей жизни всегда. В Брянском институте я учился по одной из самых престижных специальностей: «Динамика и прочность машин». В числе прочего мы изучали самые современные на тот момент методы вычислений и математические дисциплины в качестве дополнительных предметов: «Теорию вероятностей», «Теорию прочности», «Теорию упругости» и прочие теории. Практически со второго курса все дипломные и курсовые работы мы делали с использованием вычислительных машин. Советских ЕС-1022 и СМ-ок. На перфокартах и перфолентах. Писали программы на «Фортране» и «Паскале».
Именно я привез первый компьютер в отдел в коломенский ВНИТИ. Это была настольная «Искра», которую мы потом использовали для регистрации результатов испытаний в вагоне-лаборатории.
Тем не менее когда я уходил в бизнес, то даже и не предполагал, что буду заниматься компьютерами. Первое дело, которое мне поручили, было связано с торговлей пчелиным ядом. Надо сказать, за потраченный на это занятие год мне удалось кое-чего добиться. Во всяком случае, меня знала вся Москва, вернее, все, кто в городе занимался пчелиным ядом. А по рекламе, которую мы дали в те времена, позднее в R-Style звонили вплоть до того момента, когда мы сменили офис. Представьте, в компании давно работают новые люди, причем не 10 человек, а уже сотня, а нам все звонят: «Вы продаете пчелиный яд?».
От этого направления мы отказались в 1992 году, когда с целью концентрации усилий решили сосредоточиться на компьютерном бизнесе. Именно с этого времени начинается моя работа в R-Style.
Столичная жизнь
— Мой отец — железнодорожник. Благодаря своей профессии он имел право на бесплатные билеты. Так что в детстве я довольно часто бывал в Москве. Столица всегда меня привлекала. Прежде всего, своим энтузиазмом. В одиннадцать часов вечера, когда уходит поезд на Брянск, в метро еще полно людей. Москва кипит. В Брянске или Коломне в этот час уже тихо и спокойно.
Я никогда не стремился в Москву специально, но когда пришло время выбирать, возможно, именно моя симпатия к этому городу поборола все сомнения.
Сегодня я имею все, что хочу. Не стремлюсь, правда, к каким-то заоблачным личным благам. У меня есть неплохая квартира, машина, ребенок учится в хорошей школе. Однако богатство мое не в том, сколько у меня в кошельке: сто или двести долларов. Гораздо важнее то, что у меня есть R-Style — солидная компания, известная на рынке марка. Это мне кажется более надежным, чем иметь в кармане лишние деньги. И даже лучше, чем личный счет в швейцарском банке. Хотя одно другого, конечно, не исключает.
О коллективе рабочем и домашнем
— Многие из тех, с кем приходится иметь дело сейчас, удивляются, как мы с Вячеславом Рудниковым, такие разные, все эти годы уживались у руля одной компании. Но в совместном бизнесе мы удачно дополняем друг друга.
Вообще говоря, это общая черта сотрудников нашей компании — друг друга дополнять. Мы не конкурируем друг с другом в погоне за результатом. Каждый делает то, что у него получается лучше, чем у других. Конечно, не обходится без некоторых трений, так называемых рабочих моментов. Но команда у нас дружная, и весь R-Style придерживается философии преобладания интересов коллектива над личными.
Очень важно, чтобы новый человек, который приходит к нам, вписался в команду. Но при этом он не должен забывать о том, что пришел прежде всего на работу, а не на тусовку. Важно, чтобы каждый, кто работает у нас, соответствовал месту, которое он занимает. Иногда приходится увольнять такого сотрудника, который давно в компании, и в принципе нормально справляется со своими обязанностями. Но ситуация меняется, и если в новых условиях человек нас не устраивает, мы решаемся на то, чтобы искать ему замену.
Такие тяжелые моменты я стараюсь, конечно, максимально смягчить. Предлагаю другое место в группе компаний, если есть достойное, разговариваю, пытаюсь объяснить... Думаю, бывшие сотрудники не держат на меня зла. Во всяком случае, некоторые из тех, кто по тем или иным причинам компанию покинули, до сих пор постоянно приезжают обедать к нам в офис.
Правда, знаю, что подчиненные меня побаиваются. Проверял несколько раз. Нахмуришь брови и придешь так с утра на работу. Все, никто в кабинет не зайдет. Можно утром некоторое количество времени поработать одному. Сотрудники ко мне, в общем-то, достаточно часто приходят и свободно. Но если секретарь видит, что я сердитый, говорит всем, наверное, что-то вроде: «Лучше не надо, лучше не надо». Вот никто и не заглядывает.
Дома меня, скорее, просто уважают. У меня есть определенные правила и привычки, которые сложились за долгие годы. Я сильно расстраиваюсь, если они не выполняются. Ну, а домашние стараются этого не допускать.
Устои и привычки
— Для полного счастья мне нужны, в общем-то, простые вещи. Утром дома обязательно должна быть газета «Спорт-Экспресс». Хотелось бы видеть своего ребенка еще не спящим, когда возвращаюсь домой. Это, правда, пока не получается. Люблю после обеда погрызть орешки. Считаю, что дома обязательно должна быть докторская колбаса. Если ее нет, жена должна меня хотя бы проинформировать об этом. Купить колбасу я могу и сам.
Кухню предпочитаю восточную, сингапурскую, и еще российскую деревенскую. Мои родители до сих пор держат поросенка, и когда его режут, вся семья собирается на своеобразный праздник по случаю этого события. Парное мясо, колбаска... Но больше всего мне нравятся те блюда, что я сам себе готовлю. По общему мнению, у меня получаются лучше, чем у других, жареная картошка, яичница и блюдо из мяса, приготовленное по собственному рецепту. Считаю, что в теплой компании под хорошую закуску нет ничего лучше водки. Если нужно поговорить, предпочитаю пиво или хороший коньяк.
Помимо меня, жены Жанны и сына Игоря в нашей квартире живут еще карликовый кролик Бакс и йоркширский терьер Миккалоццио, в просторечье просто Микки. Живут они, в общем-то, мирно. Вот только когда кролик нападает на кого-нибудь из нас (а он такой задиристый попался), Микки самоотверженно защищает.
Свободное время мы с семьей проводим достаточно стандартно: обед в ресторане, культпоход за покупками, загородная поездка в лес, лыжная прогулка. Личное мое увлечение — футбол.
Про футбол
— О том, что я люблю эту игру, наслышаны многие. Получается так, что я играю практически со всеми: с друзьями, с коллегами, бывшими и настоящими, с партнерами нашей компании. При этом ничего особенного для того, чтобы привлечь к футболу окружающих, я не делаю.
Мои подчиненные, например, сами проявили активность. Пришли ко мне и сказали: «Может быть… Давайте попробуем… Поиграем в Computerball». Я, правда, назначил себя капитаном команды. Но всю организационную работу полностью сложил на группу активистов. Кроме того, у нашей компании самая , пожалуй, большая в турнире группа поддержки. Так что футбол способствует укреплению корпоративного духа.
Футбольная дружба и сейчас связывает меня с бывшими коллегами из Коломны. Мы с приятелями, которых набирается полноценная футбольная команда, регулярно ездим во ВНИТИ и устраиваем там товарищеские матчи по футболу. Все говорят: «Приехал Васин из Москвы, пойдем смотреть». И собирается множество народу. Когда я работал в институте, столько людей там никогда не видел.
Все приходят по разным причинам. У меня в Коломне осталось много друзей, а на проходной до сих пор узнают и пускают без пропуска. Гости из Москвы и футбол для института вообще большое событие. Кроме того, как сказала однажды на послематчевом ужине одна из сотрудниц ВНИТИ, когда еще увидишь нашего директора в трусах? Это она про одного из футболистов, руководителя института, моего старого друга еще по Брянску.
Будущее
Это работа. А работа — это, в первую очередь, удовольствие. Постоянное общение, приобретение новых знаний. Работа — это, наверное, жизнь. Не представляю, как я мог бы не работать. Последние 6-7 лет часто мечтаю провести эдак полгодика за границей, посмотреть что-нибудь. При этом все время ловлю себя на мысли, что хорошо бы туда поехать и ... поработать. Хотя такое, конечно, маловероятно. Слишком многое еще предстоит сделать в R-Style. С тем чтобы поставить компанию на надежные рельсы, а потом просто ехать. Чтобы бизнес наш вышел на такой уровень, когда он не зависит ни от персоналий, ни от политических и экономических условий.
Так что в ближайшие пять лет придется вкалывать и вкалывать. А отдыхать, наверное, буду уже на пенсии, хотя и не представляю, как это можно сделать. В голову приходят только такие банальные варианты, как консультант у собственного ребенка, когда он примет компанию на себя.
_________________________________
|