Все новости от 3 февраля 1999 г. NASA будет строить межпланетный Интернет
В числе новых проектов, под которые NASA просит финансирования на будущий год, авиаполеты над Марсом и строительство межпланетного Интернета.
Многие из этих проектов дадут отдачу не раньше 2001 года. Например, непилотируемый марсианский самолет должен будет пересечь Valles Marineris — гигантский каньон на Красной планете — в 2003 году. Его первый полет приурочен к столетию первого полета братьев Райт. Широкополосные каналы связи между спутниками Марса и Землей, вероятно, вступят в эксплуатацию еще позже. Даже центральный пункт проекта бюджета NASA — создание международной космической станции — будет выполнен не ранее 2004 года.
Бюджет NASA на 2000 финансовый год в размере 13,6 млрд $ составляет 0,8% от всего федерального бюджета США (1,7 трлн $). NASA запрашивает почти на 87 млн $ меньше, чем было выделено агентству на текущий год, так что начавшаяся в 1994 году тенденция к сокращению его расходов продолжается, и администратор NASA Даниэл Голдин (Daniel Goldin) даже гордится этим.
'Мы намерены создать… сеть космических аппаратов, передающих на Землю информацию с других планет',
— администратор NASA Даниэл Голдин
|
|
«Шестой год подряд бюджет NASA сокращается, в то время как отдача от агентства растет», — заявил он журналистам. Голдин надеется, что проекты, начатые в 2000 году, сильно изменят мир в будущем. «Мы строим долгосрочные планы, и этот бюджет нацелен не на следующее десятилетие, а на следующее тысячелетие!» — сказал он на пресс-конференции, состоявшейся в понедельник.
Межпланетный Интернет
Несколько официальных представителей NASA выдвинули идею создания широкополосных каналов связи с Марсом, Луной и другими планетами Солнечной системы, по которым на Землю будут непрерывно передаваться видеоизображения и другие данные. «Мы намерены создать сеть, — если хотите, Интернет Солнечной системы, — сказал Голдин. — Это будет ряд космических аппаратов, передающих на Землю информацию с других планет».
Деньги для начала работ над марсианской сетью будут взяты из 250,7 млн $, предусмотренных на разведку Марса бюджетом 2000 года. «Марсианская сеть позволит значительно увеличить пропускную способность и улучшить сообщение между Марсом и Землей», — говорится в официальном документе NASA. Кроме того, агентство будет работать над созданием самообеспечиваемых автоматических сетей, опирающихся на успех миссии аппарата Mars Pathfinder. В результате должны получиться «самостоятельно определяющиеся, восстанавливаемые и развивающиеся сети малых высокомобильных аппаратов для изучения планет в сложных условиях».
Самый спорный проект
Самым спорным проектом NASA считает создание международной космической станции — главным образом, из-за неспособности России соблюдать план строительства. Недавно официальные представители NASA заявили, что запуск российского сервисного модуля, который должен служить в качестве первого жилого помещения для сотрудников станции, переносится с июля 1999 года на сентябрь. Некоторые документы указывают на возможность дальнейшей задержки до 2000 года.
В прошлом такие провалы приводили к миллиардным перерасходам и лавинам критики со стороны скептически настроенных конгрессменов. Проект бюджета станции на будущий год в размере 2,48 млрд $ предполагает гарантию в 200 млн $ на тот случай, если проблемы в России приведут к новым перерасходам, и еще 148 млн $ — на разработку кораблей для возврата экипажа, способных занять место российских модулей «Союз».
В прошлом году NASA предложило план, который обеспечил бы российскую часть проекта дополнительным финансированием в 150 млн $ в год в течение четырех лет, но администрация Клинтона, как заявил в понедельник Голдин, отказалась выделять специальные средства на российскую космическую программу. «Мы считаем нецелесообразным закладывать эти деньги в бюджет заранее, — сказал он. — Это привело бы к уменьшению собственной поддержки Россией своего космического ведомства». А республиканец Джеймс Сенсенбреннер (James Sensenbrenner), возглавляющий комитет Палаты представителей по науке, опубликовал пресс-релиз с критикой роли России в работах по созданию космической станции. (В офисе Сенсенбреннера сказали, что конгрессмен пока не готов к комментариям конкретно по проекту бюджета NASA на 2000 год.)
Авиамиссия
Идея отправки автоматического аэроплана на Красную планету возникла несколько месяцев назад у ряда организаций, включая Ames Research Center при NASA. Однако вчера Голдин впервые дал понять, что NASA намерено выделить на это деньги. «Не знаю, впечатляет ли это вас так же, как меня, но это обещает стать невероятным достижением», — сказал он репортерам. План предусматривает осмотр Valles Marineris с высоты нескольких тысяч футов 17 декабря 2003 года — в день столетней годовщины полета братьев Райт. Установленные на самолете камеры исследуют каньон, обеспечив бесценную информацию для марсианской геологии, и позволят наметить возможные места приземления зондов.
По словам Голдина, с точки зрения аэродинамики, такой полет в разряженной марсианской атмосфере соответствует полету над Землей на высоте 100–130 тысяч футов (30–40 км). Подобных самолетов пока нет, но NASA предполагает разработать специальный летательный аппарат для верхних слоев атмосферы. Шеф агентства сказал, что финансирование проекта будет производиться на основе конкурса (он должен быть проведен в течение следующих трех-шести месяцев). «Мы запланировали на эту задачу 50 млн $ (в 2000 финансовом году)», — уточнил он.
Хотя авиамиссия явно вселяет в Голдина романтический настрой, далеко не все ученые его поддерживают. «В данном случае на первом месте стоит общественное мнение, а наука, если она здесь вообще присутствует, — на втором», — прокомментировал профессор физики университета штата Мэриленд и представитель Американского физического общества Роберт Парк (Robert Park).
Голдин сказал, что финансирование исследований в области аэронавтики и космического транспорта будет «значительно облегчено», отчасти благодаря сокращению расходов на создание экспериментальной стартовой платформы многоразового использования X-33. Еще большая экономия достигнута за счет свертывания исследовательских программ в области сверхзвуковых транспортных средств и передовых дозвуковых технологий. Вместо этого NASA сконцентрирует внимание на других аэрокосмических технологиях по разработке сверхэффективных двигателей, системы «искусственного зрения», позволяющей пилотам видеть в любых погодных условиях, а также революционных методов реактивного движения, стирающих грань между воздушными и космическими аппаратами. В продолжение темы:
| TYOMA - skelardgn.skela.ru 28 Aug 2000 10:48 PM |
Ребята, ПО-моему стоит поднять весь мир на уши!!! |
|
|