Все новости от 25 декабря 2000 г. Производители ПК останутся без праздника
Санта-Клаус явно рассердился на американских производителей ПК. Объемы продаж не радовали и в октябре-ноябре, но декабрь, по прогнозам аналитиков, будет еще хуже.
По предварительным оценкам компанией PC Data первых двух недель месяца, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы розничной торговли компьютерами снизились на 20%. Онлайновые продажи также демонстрируют спад. По данным OneChannel.net, за неделю с 11 по 16 декабря ПК и ноутбуков продано на 14,1% меньше, чем в среднем за неделю в 2000 году. Это худшая цифра после самого неблагоприятного в этом году периода — Дня благодарения. Аналитик PC Data Стивен Бейкер (Stephen Baker) не видит признаков улучшения ситуации и после Рождества. Внезапный спад потребительского спроса на ПК застал врасплох многих производителей, продавцов и аналитиков. По данным NPD Intelect, в октябре, после одного из лучших месяцев 2000 года, этот показатель вдруг оказался на 18% хуже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в ноябре, по данным PC Data, на 17,5% хуже.
Объяснения приводят самые разные. Аналитик Dataquest Мартин Рейнолдс (Martin Reynolds) отмечает, что важную роль сыграла экономика. После 5,3%-ного роста ВВП за прошедший год в следующем ожидается снижение темпов до 2,9%. Рейнолдс обвиняет также самих производителей ПК, которые, по его словам, сильно переоценили рождественский бум: «Кое-кто из них планировал 20%-ный рост по сравнению с прошлым годом. Уже на День благодарения (23 ноября) стало ясно, что столько покупателей не будет, но менять что-либо было уже поздно». Возможно, производители и продавцы ПК были введены в заблуждение прошлогодним энтузиазмом в отношении бесплатных ПК. Скидки с розничной цены, предлагаемые сервис-провайдерами, доходили до 400 $, что привело к беспрецедентному буму продаж летом 1999 года. По словам аналитика NPD Джорджа Мейера (George Meier), эти скидки были «большим маркетинговым трюком», который оттянул неизбежное и создал ложное чувство уверенности в завтрашнем дне. «Если бы не это, спад начался бы еще в прошлом году и теперь не стал бы неожиданностью, — говорит он. — В результате вместо медленного снижения мы получили обвал».
Аналитик ARS Мэтт Сержент (Matt Sargent) указывает на насыщение американского рынка ПК: «Спрос был сильно переоценен, так как производители и продавцы отказывались признать, что мы переходим от растущего рынка к рынку замещения». Перспективы на январь не радуют: склады забиты нераспроданным товаром. «Если продукт не продается в благоприятный сезон подарков, то январь, надо полагать, будет еще хуже, — говорит Сержент. — ПК как фрукты: залежавшись на полках, они начинают портиться». Все аналитики сходятся в том, что продать эти «фрукты», пока они не переспели, будет очень трудно. Возможно, после праздников продавцам придется значительно снижать цены. Но не обязательно. «Хуже всего то, что мы вряд ли увидим снижение цен, — говорит Бейкер. — Проблема гораздо глубже, чем просто завышенные цены. Раз покупатели не потратились на ПК в праздничные дни, когда цены и так были конкурентными, то дальнейшее снижение на пару сотен долларов им уже не поможет».
«Это фундаментальный сдвиг в структуре спроса на технологические продукты, — убежден Сержент. — Люди не выжидают, пока снизятся цены. Они не покупают потому, что им это просто не нужно». В продолжение темы:
|