Все новости от 26 июля 2002 г. Офшор, аутсорсинг…
Для начала хотелось бы обратить внимание на название форума (в том числе заметные отличия его русского и английского написания), в частности в нем отсутствует ставший уже привычным термин “офшорное программирование”.
В свое время (см. PC Week/RE, № 17/2001, с. 40) я уже отмечал, что определение “офшорный” является крайне неудачным, особенно для нашей страны.
Во-первых, “офшорная деятельность” — всего лишь способ минимизации затрат бизнеса путем поиска оптимального места для регистрации компании.
Во-вторых, сам по себе этот термин не способствует созданию положительного имиджа, так как в общественном мнении “офшор” почти однозначно связан с утечкой капитала, отмыванием грязных денег, разграблением народного достояния и т. п.
Структура сегмента разработки ПО
В действительности всю сферу разработки ПО можно условно разделить на сегменты (см. таблицу). Квадраты на нем я специально оставил пустыми, чтобы обозначить целый ряд вопросов по каждому сегменту: каковы доли их оборота, перспективы развития, специфические проблемы и т. д.
Одновременно хотелось бы подчеркнуть: все это — части единой сферы бизнеса, называемого “разработка ПО”, и многие проблемы их развития являются общими для всех.
Конечно, данную схему можно детализировать и далее. Например, при экспорте важную роль играют особенности конкретных рынков сбыта (США, Европа или СНГ). А при поставке продуктов — под собственной или под чужой торговой маркой они продвигаются (OEM-вариант сегодня широко используется при продажах на зарубежные рынки).
Кроме того, в России особую категорию представляют подразделения разработки ПО западных корпораций (Intel, Motorola, Siemens и др.). Чиновники еще любят разделять предприятия по видам собственности (государственная и частная), но, мне кажется, такая категоризация существует лишь в их воображении.
Таким образом, можно сказать, что именно русское название SOS’2002 в целом правильно отражает его направленность (ведь аутсорсинг в общем случае включает и выполнение заказных работ на внутреннем рынке). В целом, но не полностью, так как, хотя тема аутсорсинга доминировала на форуме, там обсуждались и другие направления экспорта российского ПО.
Кстати, среди участников SOS число компаний, ориентированных исключительно на работу на внешних рынках, вряд ли превышало два десятка, т. е. около 10%. Для остальных же аутсоринг — лишь одно из направлений деятельности, причем зачастую даже и не основное.
Такое уточнение понятий представляется очень важным, так как в последнее время в обсуждениях стратегии выхода России на внешний ИТ-рынок наметились не просто разные подходы, но и определенная борьба за их реализацию. На SOS’2002 в выступлении президента компании “Аурига” Алексея Сухарева прозвучал упрек в адрес журналистов, якобы искусственно раздувающих проблемы противостояния индийской (аутсорсинг) и европейской (готовые продукты) моделей экспортного бизнеса. Но боюсь, он сильно ошибается, путая причины и следствия: пресса в данном случае лишь отражает реально происходящие процессы.
Впрочем, само по себе наличие разных моделей бизнеса и рабочее обсуждение их перспектив естественно и полезно. Однако в эти дискуссии в последний год активно включились представители властных структур, и речь теперь пошла о том, какая из моделей получит государственную поддержку.
В исполнении же российских чиновников такая поддержка выражается не в стимулировании бизнеса, а в намерении контролировать и распределять зарубежные заказы, введении различных сертификатов и т. д. Так что борьба действительно идет между разными моделями, но не индийской и европейской, а между рыночно-конкурентной и приближенной к централизованным финансовым потокам.
|