На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-6-10 на главную / новости от 2003-6-10
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 10 июня 2003 г.

Что дадут человеку гонки машин-автоматов?

КОММЕНТАРИЙ – Миссия, которую автомобили выполняют очень успешно, убивать людей. Каждый год в Великобритании гибнет около трех с половиной тысяч водителей, пассажиров и пешеходов — а раненых в сотни раз больше.

Несмотря на постоянный поток инноваций, нацеленных на снижение вероятности травмирования людей при аварии: ремни и подушки безопасности, демпфирующие участки, — гораздо более сложная задача полного предотвращения аварий решается чрезвычайно медленно.

Даже там, где эффект может быть достигнут простыми правилами вроде запрета на вождение в нетрезвом виде и ограничения скорости, почти ничего не меняется из десятилетия в десятилетие. Из последних изобретений в сфере безопасности движения важнейшее — сверхъяркие стоп-сигналы на светодиодах, которые мгновенно включаются, добавляя следующему сзади водителю несколько сотен миллисекунд дополнительного времени торможения. Это заслуживает уважения, но вряд ли может считаться достаточным.

А разве таким представлялось будущее? Нам обещали автоматические системы дорожного движения с машинами, управляемыми роботами, радарные средства предотвращения столкновений и централизованное управление маршрутами, позволяющее избегать пробок и экономить время и топливо на миллиарды фунтов. Но все это так и остается фантастикой.

Дело ограничилось парой ТВ-передач с испытательного полигона Volkswagen, да машинами, которые тихонько сигналят, если вы задним ходом вот-вот въедете в фонарный столб. Для управления автомобилем требуется сообразительность, а для управления мотоциклом — непоколебимая вера в то, что вы избраны Богом и вас защищают все Его архангелы. Пока компьютеры не наберутся настоящего ума или теологических убеждений, за рулем придется сидеть нам, смертным. Для проведения серьезных исследований в этой области коммерческих стимулов оказалось недостаточно.

Но есть и другой путь. Аналогичные проблемы возникли в ранние дни авиации, когда неопределенность с финансированием еще не оперившейся индустрии оставила начавшиеся было исследования и разработки без продолжения.

Тогда отдельные люди, считающие это своим патриотическим долгом — а в то время патриотизм был намного важнее экономики, свидетельством чего стали великие войны, — решили сдвинуть проблему с мертвой точки при помощи проведения и финансирования летных состязаний. Другие стали платить за участие, и в результате компании и целые государства вступили в борьбу за рекорды. Истребитель Spitfire, гордость британского духа, появился в результате именно такой увлекательной истории с участием фашистских стриптизерок, но об этом в другой раз.

Теперь, семьдесят лет спустя, Пентагон замыслил то же самое, но, будем надеяться, без фашистских стриптизерок, для автомобилей без водителя. Американское военное ведомство DARPA обещает миллион долларов победителю гонки Grand Challenge, которая будет проходить в пустыне Мохаве между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом. Управляемые роботами машины должны будут преодолеть трассу протяженностью более 250 миль со средней скоростью более 20 миль в час — причем детали маршрута будут сообщены всего за пару часов до старта. Ну как тут не провести параллели со «Страхом и ненавистью»?

Команды участников уже вовсю регистрируются: на веб-сайте перечислено около 25 групп. На дискуссионных форумах задают много хороших вопросов типа: «Вы переоборудуете готовый автомобиль или создаете его заново?» или «Можно ли получить фотографии каждого участника?». Однако самые продолжительные и яростные дебаты развернулись вокруг правил соревнований, и это не случайно.

Несмотря на множество сложных и захватывающих инженерных проблем, именно правила могут угробить все предприятие и превратить его из благородного конкурса по созданию роботов-бойцов в живую версию Wacky Races. В какой-то момент DARPA установила шестичасовой лимит времени, но соперники быстро доказали, что он непосилен и для живых водителей. А какая потеха будет со страховкой! DARPA не обещает очистить трассу от других машин или людей и требует наличия электронных систем аварийной остановки и машин сопровождения, однако в пустыне бывают всякие неожиданности. Наконец, приз в миллион долларов облагается налогом, а затраты участников съедят по крайней мере полмиллиона — так что дело не такое уж выгодное.

Но, пожалуй, самое неприятное правило заключается в том, что к участию допускают только американские команды. Может быть, в этом и есть определенный смысл — все же это американское военное ведомство платит доллары американских налогоплательщиков за американское ноу-хау. Но на практике это означает, что состязания будут менее яростными, идеи — менее амбициозными, а результаты — гораздо менее полезными. Организаторы больших гонок 20-х и 30-х годов понимали важность борьбы между соседями, а не между членами семьи.

Так что состязания DARPA Grand Challenge будут не такими интересными и полезными, какими могли бы стать. Мир гораздо больше нуждается в умных машинах, не убивающих людей, чем в джипах-роботах, тем не менее инициатива переходит, скорее, от коммерческих проектов к военным, чем наоборот, — по крайней мере сегодня. Понаблюдать за этими состязаниями стоит, но, будь они организованы немного разумнее, эффект был бы гораздо больше во всех отношениях.

 В продолжение темы:
2003-06-22   Роботы схватятся на RoboCup
2003-07-29   Робопробег из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас
Обсуждение и комментарии
Master CHU - masterchubigmir.net
19 Jun 2003 1:45 PM
Уморили буржуины!... Налоги и все такое. Интересно, они серьезно думают роботизировать армию? Напишите про лазерное оружие и разработки по данной теме. Думаю, будет интересно...
 

CatPredator
27 Jun 2003 11:54 PM
Хе-хе, все это очень интересно, прям как в научно-фантастических романах 70-х. Однако в настоящее время гигантские автомобильные корпорации слишком богаты, сильны и неповоротливы, чтобы всерьез заниматься такими проектами, передовой край науки слишком увлечен генетикой и IT, чтобы заниматься такими проектами, да и весь народ на планете слишком занят своими проблемами, а также глобализацией и американскими крестовыми походами против терроризма, чтобы интересоваться такими вещами.
А с другой стороны, чем черт не шутит? Может, и получится... Недавно слышал о новом супер-инновационном проекте кого-то из Штатов (откуда же еще?). Разработали новый движок для автомобилей, позволяющий оному подниматься в воздух и летать на расстояние в несколько сот метров, пока. Видимо, для удобства насчет машину припарковать. Да и концепты с суперкомпьютерами уже не новость на автосалонах. Но нет, слишком дорого, придется всю систему перестраивать.
А гаишники, получается, будут уже не нужны? Тогда точно песец таким проектам, зарубят на корню, обязательно.
 

CatPredator
28 Jun 2003 12:15 AM
PS. Заглянул на сайт DARPA. Ну америкосы дают. Чем бы дитя не тешилось.
 

 

← май 2003 4  5  6  9  10  11  13  14  16 июль 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!