Все новости от 17 июля 2003 г. Quo vadis?
После внимательного изучения приведенных таблиц и рисунков становится понятно, что слова о "призрачности" в России главной козырной карты Wi-Fi (использования оборудования без получения разрешений) не лишены оснований, и особых прав у Wi-Fi в нашем отечестве пока нет.
Реальная ситуация использования частот такова, что при внедрении новых технологий приходится сталкиваться с серьезными трудностями, связанными с обеспечением их электромагнитной совместимости с военными и гражданскими радиосредствами, уже давно и прочно обосновавшимися в интересующей нас полосе частот. Так каково все-таки направление, по которому пойдет внедрение Wi-Fi в России?
Процесс распределения спектра имеет много общего с историей освоения новых земель. Сначала обрабатываются участки с наиболее плодородной почвой, где можно вырастить хороший урожай известных культур, пользуясь имеющимися орудиями.
С ростом потребностей охватываются менее плодородные земли, осваивается новая техника и новые виды растений. Вскоре земледелец перестает справляться сам и начинает нарезать наделы членам своей семьи. Но вот приходит день, когда вся земля поделена, свободных участков больше нет, а потребности все растут. Это значит -- наступил момент переоценки ценностей и перераспределения ресурсов.
Времена, когда можно было внедрять новые технологии радиосвязи без учета сложившегося положения дел (и на просторах России -- тоже), по принципу "бери, что унесешь", прошли уже давным-давно.
К сожалению, сегодня мы не можем с высоты наших познаний о природе радиоволн и о среде распространения сигнала, с позиций понимания направлений развития технологий передачи информации взять и заново перекроить весь спектр. Как же действовать в предлагаемой ситуации?
Очевидно, необходимо продолжать работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей использование оборудования Wi-Fi. Попробуем сформулировать основные задачи и направления этих работ.
Несомненно, операторы были бы заинтересованы в снижении платы за оформление разрешительных документов на использование полосы частот 2400--2483,5 МГц для создания внутриофисных сетей передачи данных.
Для сокращения сроков получения разрешений, вероятно, разумно передать функции по их оформлению радиочастотным центрам федеральных округов.
Скорейшему внедрению новых технологий в России способствовало бы упрощение порядка ввоза бытовых приборов и оргтехники со встроенным оборудованием Wi-Fi, разрешенным для использования на территории России (сетевые карты WLAN, Bluetooth и т. д.).
И наконец, голубая мечта каждого, кто хоть раз получал все необходимые разрешения на использование частот, -- введение уведомительного (заявочного) принципа использования отдельных типов оборудования Wi-Fi.
В этих желаниях нет ничего невозможного. Если максимально быстро провести исследования, направленные на решение перечисленных задач, то мы имеем реальный шанс создать благоприятные условия для оборудования Wi-Fi на телекоммуникационном рынке России.
Благодаря, в частности, Wi-Fi мы сможем преодолеть "цифровой разрыв", частично перепрыгнув аналогово-проводное прошлое и оказаться в цифровом будущем, то есть стать на одну ступеньку с наиболее развитыми странами.
При этом, как ни парадоксально, слабое развитие в стране проводной инфраструктуры играет на руку сторонникам Wi-Fi. Ведь не связанные обязательствами возврата огромных инвестиций, вложенных в "провода", компании могут строить новейшие беспроводные сети, внедрение которых вскоре компенсирует нехватку "проводов" на огромных российских пространствах.
Однако, определив новые правила игры для Wi-Fi, мы не устраним трудностей, подстерегающих эту технологию на ее пути к умам и кошелькам пользователей. Очень скоро мы станем свидетелями жестокой борьбы за потенциального клиента между сетями 3G и Wi-Fi.
Действительно, сотовая связь третьего поколения -- это уже не телефония в первозданном ее виде, главная цель сетей 3G -- высокоскоростная мобильная передача цифровых потоков.
Рынки обеих технологий пока находятся в эмбриональном состоянии, но они очень близки друг другу и частично пересекаются, а значит -- существует реальная вероятность "захвата" территории "соседа".
Если Wi-Fi добьется "нелицензируемости" использования частот, то составит серьезную конкуренцию технологии 3G. И это вполне возможно, если учесть высокую скорость доступа (согласно стандарту -- 11 Мбит/с), а также дешевизну установки и простоту абонентского оборудования.
Конечно, сотовые операторы могут продолжать "возделывать" традиционный участок рынка, игнорируя существование подобных услуг. Однако тогда они рискуют проморгать новые рыночные возможности, фактически сдав эту нишу другим операторам и провайдерам, например компаниям, предоставляющим услуги фиксированной связи в так называемых "горячих точках" (hot spot).
Сумеют ли "сотовики" поднять перчатку, брошенную им Wi-Fi, и отразить атаку новых конкурентов? Поживем - увидим. Но от исхода этого состояния будут зависеть и права Wi-Fi в России.
|