Все новости от 10 октября 2003 г. Будущее где-то рядом
Крейг Манди
|
В Москве с рабочим визитом находился старший вице-президент и технический директор по новым стратегиям и политике корпорации Microsoft Крейг Манди.
Он является членом различных консультационных групп Белого дома по вопросам информационной безопасности. В ходе нашей беседы г-н Манди раскрыл свое видение перспектив развития программного обеспечения.
PC Week: Если не секрет, какова цель вашего визита в Москву?
Крейг Манди: В Microsoft у меня есть две обязанности. Я занимаю должность технического директора, работаю с Биллом Гейтсом и другими руководителями по определению долгосрочной технической политики компании.
С другой стороны, я как-то постепенно вошел в роль члена высшего руководства компании, который несет ответственность за развитие наших технологий в глобальных масштабах.
И поэтому примерно половину своего времени провожу на встречах с высокими должностными лицами различных стран, на уровне членов кабинета министров, обсуждая с ними вопросы применения информационных технологий, стараюсь оценить нашу долгосрочную техническую политику и то, как информационные технологии могут помочь в решении политических вопросов.
Есть целый ряд проблем, направлений, которые возникают в ходе этих обсуждений. В частности, Россия, я считаю, наиболее непосредственным образом столкнется с необходимостью решать задачи в области защиты интеллектуальной собственности, причем как внутри страны, так и в свете взаимодействия ее с внешним миром.
Кроме того, России предстоит выработка новой стратегии технического образования, а также мер по ускорению развития своей собственной, отечественной экономики, связанной с разработкой программного обеспечения.
Обсуждая именно эти вопросы, я встречаюсь с разными должностными лицами. Кроме того, мне просто хочется больше узнать о России.
PC Week: Как, по вашему мнению, будет развиваться пользовательский интерфейс? Будет ли он анимированным, или основные усилия Microsoft приложит к развитию речевого интерфейса с компьютером?
К. М.: Короткий ответ: и то и другое. Я думаю, что в долгосрочной перспективе наша деятельность в основном направлена на то, чтобы сделать интерфейс между человеком и компьютером более похожим на тот, который люди используют при общении между собой.
Когда мы с вами общаемся, я жестикулирую, говорю, на что-то указываю, могу иногда что-нибудь написать. В прошлом взаимодействие пользователя с компьютером шло, скажем так, по слабой модели: человек мог только печатать на клавиатуре и иногда на что-то указывать.
В будущем, которое началось уже сегодня, количество способов взаимодействия с компьютером расширится в соответствии со способами, принятыми при общении между людьми.
Самые большие изменения в пользовательском интерфейсе, которые можно наблюдать сегодня, связаны с появлением планшетного ПК -- Tablet PC, позволяющего рисовать, писать что-то ручкой, словно чернилами, и даже преобразовывать этот рукописный текст в обычный текстовый вид .
В этом продукте реализованы средства преобразования в текст и произнесенной речи. Само сочетание этих новых методов с традиционным пользовательским интерфейсом уже означает значительное улучшение стиля взаимодействия между человеком и компьютером.
На ближайшие три года я предвижу, что расширение возможностей пользовательского интерфейса пойдет в направлении использования более высокоразвитых методов работы с трехмерной графикой, применения вывода видеоизображения с использованием анимации и таких методов интерфейса, которые похожи на видео и являются кинематическими.
PC Week: А каковы ваши ожидания в отношении распознавания речи?
К. М.: Сегодня создание приложений, в которых голос используется для выдачи команд и управления компьютером, можно считать решенной задачей. Но в этих целях используются лишь ограниченный словарь и упрощенная грамматика.
Если говорить о более сложных проблемах, то это интерпретация непрерывной речи с неограниченным объемом дискуса, как говорят специалисты.
На данный момент мы можем решить проблему распознавания непрерывной речи при условии получения компьютером некоторой подсказки относительно предметной области этого дискуса и при условии некоторых незначительных ограничений словаря.
Я полагаю, что уже в ближайшие несколько лет компьютер сможет вполне естественно работать с непрерывной речью и использовать такой речевой поток для ввода самых разных приложений. Так же, как сегодня для этого можно использовать рукописный текст и печать с клавиатуры.
PC Week: Очень интересны перспективы и нынешние итоги развития технологии .NET.
К. М.: Сначала я хотел бы объяснить, где, как я полагаю, мы сейчас находимся -- в какой точке цикла развития, потому что это поможет вам понять ту роль, которую мы предназначаем технологии .NET.
Если подумать о развитии нашей отрасли как о многих взаимосвязанных переходах, то, я думаю, за всю историю индустрии ПК мы прошли только полтора цикла.
И если будет позволено навесить ярлыки или как-то назвать эти периоды роста, то этот последний период, в котором мы сейчас находимся, это распространение платформы Интернет.
Этот этап начался где-то в 1994 г. До него также был период быстрого роста, я назвал бы его программированием для ПК. Он начался, я полагаю, где-то в 1988-м. Этап с 1981-го, который был перед ним, это этап распространения платформы ПК.
Я мог бы рисовать эту цепочку ступеней дальше и дальше до момента появления мэйнфреймов. Почему такая картинка интересна? На этапах, где используется слово "распространение", основным движущим фактором является то, что можно назвать доминирующими, "убойными" приложениями (killer apps).
На этапе распространения ПК такими приложениями были текстовые процессоры и электронные таблицы. Именно они привели к периоду очень быстрого роста, а потом процесс замедлился.
Дальше появляется еще что-то, что переводит развитие в очередной период роста. Следующий переход начался с появлением графических интерфейсов пользователя и локальных вычислительных сетей.
Потом последовал период, когда миллионы программистов стали писать очень много программ для того, чтобы превратить ПК в еще более полезный инструмент. Затем рост опять прекратился, и мы стали ждать очередного большого события.
Появились новые технологии. В первую очередь нужно упомянуть клиентские программы для электронной почты, браузеры, которые так же, как когда-то текстовые редакторы и электронные таблицы, стали доминирующими приложениями.
Этот период -- сейчас он подходит к своему концу -- был периодом распространения Интернета как вычислительной платформы, когда вычислительная платформа -- не просто ПК, как раньше, а уже весь Интернет.
Наша точка зрения сводится к следующему: как и всегда, нужно провести большой объем исследовательских работ и разработок, чтобы появились технологии, способные стать основой следующего этапа развития. Три года назад, в июне, мы провели мероприятие, которое называлось "Форум 2000", где и было сделано объявление о разработке технологии .NET.
Собственно, под этим наименованием подразумевается целый набор различных технологий, которые должны были быть даны в руки программистам всего мира, чтобы они могли его использовать для создания новой платформы.
И сегодня в такой набор мы включаем технологии распознавания речи и рукописного текста, и Visual Studio .NET, и веб-службы, XML, SQL, беспроводную связь типа Wi-Fi, и поддержку разнообразных альтернативных устройств, не только ПК.
Как раз эти технологии и формируют основу для создания новой платформы, которая ориентирована не просто на выкладывание информации в Интернет и ее публикацию, но и на программирование.
Поэтому мы испытываем огромный энтузиазм по поводу развития технологий .NET. Практически все они сейчас уже имеются и доступны; мы считаем, что уже близок день, когда мы начнем наблюдать весьма значительное ускорение использования Интернет-платформы уже в программном смысле.
PC Week: Какая технология, по вашему мнению, кандидат на распространение на следующей ступени развития?
К. М.: Думаю, что об этом пока говорить слишком рано. Эти циклы имеют длительность где-то в восемь-десять лет. И то, что создает потенциальные возможности для развития каждой платформы, -- следствие совокупного эффекта различных явлений, каждый из которых развивается экспоненциальными темпами.
Существуют четыре таких фактора. Первый -- это вычислительные архитектуры и вычислительная мощность. Второй -- емкость систем хранения. Третий -- возможности связи, включая как проводные, так и беспроводные технологии.
На четвертом месте -- все совершенствующаяся наука создавать ПО. И я думаю, что нет на свете человека, имеющего такой прозрачный хрустальный шар предсказателя, чтобы он все увидел.
Если взять каждую технологию в отдельности, то ее перспективы можно предсказать с достаточной степенью точности.
Но как они будут между собой взаимодействовать, и что за карта выскочит джокером, то есть что человеческая изобретательность вдруг выдаст на-гора, делает весь процесс развития совершенно непредсказуемым.
Я верю, что новая платформа возникнет в результате удачного совпадения между появлением новых технологий и новых способов использования программного обеспечения, которые станут результатом человеческого творчества.
PC Week: Здесь мы подошли к такой определяющей проблеме, как проблема безопасности Интернета. Например, базовый стек протоколов TCP/IP создавался без учета этих проблем и обладает массой уязвимостей. Не станет ли недостаточная безопасность Интернета препятствием для его дальнейшего развития?
К. М.: Я согласен с вами, что безопасность -- это очень важное соображение. Но оно лишь одно из многих. Я, собственно говоря, два с половиной года назад запустил инициативу Trustworthy Computing -- инициативу защищенных информационных систем.
И так как это сложная проблема, мы тогда еще говорили, что пройдет много лет, прежде чем мы сможем добиться такого уровня доверия общества к информационным системам, какое оно сейчас испытывает, например, к электросети или водопроводу.
Но цель состоит именно в этом -- обеспечить такой же уровень доверия. Вообще, как инициатива эта концепция защищенных информационных систем ориентирована на три основных направления.
Первое -- безопасность, второе -- защита конфиденциальности информации, третье -- надежность. Но там есть еще одно направление, еще один принцип.
На английском это называется business integrity -- добропорядочность, или честность в бизнесе, добросовестность. То есть речь идет о том, насколько один субъект, участвующий в информационном обмене, может доверять своим партнерам по взаимодействию.
Подход к решению проблемы защищенности Интернета должен быть целостным, системным. Необходимо предложить ряд мер, как юридических, законодательных, так и технических.
А также мер, направленных на внедрение в текущей бизнес-практике, -- с тем чтобы можно было в конечном итоге исправить или скомпенсировать те потери, которые общество несет от такой практики, и чтобы привести эту практику в соответствие с новыми требованиями.
И, конечно, роль Microsoft как поставщика технологий состоит в том, чтобы в первую очередь продолжать активно развивать свои продукты с технической точки зрения.
Корпорация Microsoft за последние два года сделала существенные инвестиции в повышение безопасности и продолжает делать их и дальше.
Но речь идет не только об исследовании и разработках самих продуктов. Нельзя забывать и о тех дополнительных процессах, которые сопутствуют поддержанию продукта в надлежащем состоянии.
В частности, о механизме рассылки обновлений. И если говорить о долгосрочной перспективе, то все увеличивающееся разнообразие и различные состояния каждой отдельной вычислительной машины, каждого отдельного вычислительного устройства, да и просто количественный их рост требуют, чтобы мы вышли за рамки чисто технического подхода к решению вопросов проектирования, конструирования, технической поддержки и обновления программного обеспечения.
Выход -- это какой-то новый механизм, который позволял бы постоянно поддерживать эти продукты в максимально хорошем состоянии.
И мы как раз работаем над тем, чтобы наши новые продукты, а также услуги и сервисы охватывали все более полный список подобных вопросов и чтобы результаты этой работы были доступны уже в ближайшие пару лет.
PC Week: Не создается ли у вас впечатление, что сейчас в компьютерных архитектурах наблюдается некоторый кризис идей? Например, недостаточно внимания уделяется машинам, работающим с образами?
К. М.: Полагаю, что кризисная ситуация наблюдается в двух областях. Я эти области для себя называю словами "сложность" и "одновременность".
Можно задать вопрос: где произойдут прорывы, которые откроют новые пути использования упомянутых экспоненциально растущих возможностей, представляемых развитием аппаратных средств и способных стать поводом для следующего этапа? В самом широком смысле, во всей компьютерной науке.
Например, возможности расширения использования параллелизма, что, видимо, решает проблему одновременности. Каждое из этих событий содержит в себе обещание решить более крупные, более масштабные задачи, но для этого нужно еще более высокоразвитое ПО, а это, по крайней мере теоретически, означает дальнейшее увеличение сложности.
Однако если вернуться к началу нашей беседы, то можно понять, что сложность -- это явление, которое можно победить по каждому направлению, лежащему в основе концепции Trustworthy Computing.
Дело в том, что сложность -- это, безо всяких сомнений, самый крупный, самый масштабный наш противник на пути создания надежных и защищенных компьютеров.
И, будучи специалистом в области компьютеров, я не вижу, что те большие проблемы, которые сейчас стоят, могут быть решены отдельно аппаратными или программными средствами.
Я считаю, что фундаментальное изменение будет связано с тем, что произойдет некое смещение границ.
Возникнут новые границы или новые сочетания идей, касающихся развития "железа" и софта, так что, с одной стороны, программы станут писать с учетом новых возможностей аппаратных средств, а с другой -- аппаратные средства будут конструировать таким образом, чтобы они использовали возможности применения программ.
Вот, к примеру, сейчас не столь много думают о создании какой-то одной крупной архитектуры единой машины. Больше думают о том, как создать и реализовать взаимодействие между множеством машин так, как если бы они были одной большой виртуальной машиной.
И здесь как раз в качестве средства появляются понятии веб-службы и веб-сервиса. С использованием современных традиционных методов реализация обработки какой-то задачи на большом количестве машин со слабой связью, которые взаимодействуют на базе исключительно асинхронных протоколов, -- это уже само по себе задача огромной сложности, даже для самых продвинутых программистов.
PC Week: И последний вопрос. Я не слышал о движении в сторону grid-систем со стороны корпорации Microsoft. Означает ли это, что она будет развивать специальные средства для grid-решений?
К. М.: Я лично рассматриваю grid как некоторый вариант веб-служб, имеющий специальную ориентацию и, соответственно, специальную техническую реализацию.
Конечно, Microsoft исторически больше ориентировалась на использование компьютеров для коммерческих целей, а не для технических вычислений.
Но, думаю, по мере дальнейшего развития веб-служб и по мере того, как они будут все более подходить для распределенных технических вычислений, произойдет конвергенция этих двух направлений.
Хотел бы отметить следующее. С 1982-го по 1992 г. я был основателем компании, которая как раз занималась суперкомпьютерами для технических вычислений, обладавшими высокой степенью параллелизации задач.
Тогда мы столкнулись с проблемой поиска класса технических задач, позволяющих эффективно использовать эти машины. И, к удивлению, оказалось, что таких задач не очень много.
Поэтому я боюсь, что вся эта шумиха с grid-вычислениями может остаться лишь шумихой. Что рекомендуя grid-системы в качестве основы для высокопроизводительных вычислений, люди в конечном итоге могут оказаться разочарованными, потому что найдется не так много задач, подходящих для решения в этой среде.
Там достаточно проблем, связанных с большой задержкой при взаимодействии между машинами, разными узлами grid-систем. Так что придется еще поискать задачи, которые естественным образом делятся на части, выполняемые на разных машинах.
Но даже если такие задачи будут найдены, то я думаю, что веб-службы послужат прекрасной основой для реализации grid-сетей, обеспечивая высокую надежность, а также позволят эффективно решать проблемы системного администрирования и распределения вычислений по задачам.
В заключение я хотел бы сказать, что теперь, когда вопросы, связанные с формированием архитектуры веб-служб, по большей части уже решены и достаточно хорошо прописаны, мы с интересом смотрим на возможности более тесного сотрудничества с сообществами, ориентированными на технические вычисления, связанные с grid-сетями, и готовы продумать, как наладить взаимодействие и какие возможности есть у веб-службы в области технических вычислений.
PC Week: Вы очень интересный человек. Спасибо за беседу.
|