На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-11-11 на главную / новости от 2003-11-11
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 11 ноября 2003 г.

"КонсультантПлюс" интегрирует базы данных

О масштабах деятельности ЗАО "КонсультантПлюс" , разработчика семейства одноименных справочно-правовых систем (СПС), и 276 его фирм-партнеров (общей численностью около 10 тыс. человек), входящих в одноименную общероссийскую сеть распространения правовой информации, можно судить по следующим данным. По словам генерального директора ЗАО Дмитрия Новикова, на конец сентября в базах данных семейства накоплено 1 245 450 связанных взаимными ссылками (на каждый документ в среднем приходится 10 ссылок) документов cуммарным объемом 13 836 Мб*. При этом общее число корпоративных пользователей СПС семейства "КонсультантПлюс" достигло 155 990 (четверть из них -- государственные учреждения), а количество установленных у них конкретных систем этого семейства -- 519 098. В среднем в одной организации обслуживается около десяти рабочих мест. Поэтому можно говорить, что такими системами в России пользуется свыше 1,5 млн. специалистов. По оценкам большинства аналитиков, в нашей стране более широкой аудитории нет ни у одной другой СПС**.

Дмитрий Новиков: Создавая новую платформу, мы опирались на мнения пользователей
РИС 1 Дмитрий Новиков: Создавая новую платформу, мы опирались на мнения пользователей

Однако г-н Новиков cчитает, что надо быть не просто лучше конкурентов, а лучше них во всех отношениях. Иными словами, надо двигаться дальше. Чтобы понять куда, регулярно проводятся опросы клиентов. Они показывают, что в настоящее время примерно половина пользователей СПС решает преимущественно простейшие поисковые задачи, связанные с нахождением и распечаткой (или сохранением в виде файла) конкретного документа. Около 40% решают базовые аналитические задачи, включающие анализ какого-либо документа (в том числе выявление его связей с другими документами) и создание подборок материалов по тому или иному вопросу. И наконец, примерно 10% работают с СПС профессионально, подгоняя под свои нужды ее настройки и используя накопленные в личных папках документы для глубокого анализа различных проблем.

Однако такой расклад потребностей (50:40:10) был не всегда. Так, в 2000 г. он выглядел как 70:25:5, а в 1995-м и того "проще" -- 95:5:0. Отсюда вывод: чем больше аналитических возможностей предоставляет конкретная СПС, тем скорее пользователь предпочтет ее системе, созданной конкурентами.

Аналитические возможности СПС -- а также ее быстродействие, удобство модификации и другие потребительские характеристики -- существенно зависят от того, как именно организована база данных, в частности какие в ней имеются поля. Для крупномасштабных разработчиков СПС задача усложняется тем, что накопленные ими базы данных довольно разнородны: одни содержат законодательные документы, другие -- комментарии к действующему законодательству, третьи -- материалы судебной и арбитражной практики и т. д. Пользователю же обычно желательно "рыться" во всех этих базах данных одновременно. Полнотекстовый поиск по ключевым словам -- даже если между ними вставлены знаки различных логических операций -- не всегда спасает, так как зачастую его результаты либо равны нулю, либо просто необозримы.

К счастью, не так давно с целью упорядочения архивов, используемых специалистами разного профиля, был создан единый тематический классификатор правовых документов, насчитывающий сотни значений, включающий все отрасли права. Его разработала компания "КонсультантПлюс" совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Фондом правовых реформ. Последний рекомендовал его для создания банков данных правовой информации.

Но одно дело -- выпустить такой классификатор и совсем другое -- проиндексировать по нему сотни тысяч уже принятых документов! Тем не менее эта адская и в то же время весьма тонкая работа -- причем выполняемая практически вручную -- была проделана сотнями юристов, являющихся как штатными сотрудниками "КонсультантПлюса", так и сотрудниками его партнеров. К сожалению, автоматическая индексация далеко не всегда может заменить работу специалиста, способного проанализировать правовые акты не формально, а по существу.

Итогом кропотливой работы стали новые структура баз данных и поисковая система. Впрочем, ее (системы) внешний интерфейс во многом cохранил привычный всем вид. Внутренние же изменения оказались столь велики, что можно говорить о новой, третьей по счету*** платформе (ее нарекли "Технология 3000"), на которую встала СПС "КонсультантПлюс". Над ее созданием трудилось полторы тысячи специалистов (включая 400 юристов) на протяжении последних трех лет. Рассмотрим некоторые особенности этой платформы. Ее тестирование с апреля по сентябрь вели около 200 организаций-пользователей (см. PC Week/RE, N 23/2003, стр. 24). Теперь базы данных СПС "КонсультантПлюс" (более сотни наименований) по структурному признаку разбиты на восемь разделов (раньше, по словам пресс-секретаря "Консультант Плюс" Павла Коротича, такого понятия в этой справочно-правовой системе не было):

    ·
  • законодательство; ·
  • судебная практика; ·
  • финансовые консультации; ·
  • комментарии к законодательным актам; ·
  • формы документов; ·
  • законопроекты; ·
  • международные правовые акты; ·
  • правовые акты по здравоохранению. ·

При этом записи, входящие в каждый из разделов, имеют не два общих поля, как прежде ("название документа" и "текст документа"), а семь:

    ·
  • название документа; ·
  • текст документа; ·
  • тематика (по "Единому классификатору"); ·
  • дата регистрации документа; ·
  • номер документа; ·
  • дата прихода документа в "КонсультантПлюс"; ·
  • имя папки. ·

В настоящее время ведется работа по созданию новых общих полей (их включение предусмотрено архитектурой "Технологии 3000"). В частности, предполагается добавить поле "принявший орган". В конечном итоге общих полей будет свыше десяти. В то же время в каждом из разделов имеются и специфические поля (всего их свыше 30), позволяющие осуществлять эффективный поиск документов по узкой тематике.

Среди других основных особенностей новой оболочки необходимо упомянуть следующие.

    ·
  • Возможна визуализация обратных ссылок с указанием степени юридической взаимосвязи, позволяющая проследить, какие разъяснения, комментарии к законодательным актам, судебные решения и т. д. ссылаются на данный документ. Революционное, между прочим, новшество. ·
  • Всегда остается возможность локального поиска внутри любого из установленных у пользователя разделов. ·
  • Каждый документ имеет удобное постатейное иерархическое оглавление, из которого можно быстро перейти к соответствующему фрагменту текста и наоборот. Существует ретроспектива редакций всех изменяющихся документов -- таким образом, пользователь обладает полной информацией о состоянии законодательства на любой момент времени. ·
  • Полную подборку документов по интересующей пользователя проблеме можно составить с помощью единого тематического классификатора. Результат поиска будет всегда представлен в виде структурированного списка, в котором документы распределены по соответствующим разделам. ·
  • В документах наглядно отражены все юридические взаимосвязи: цветом выделены важные связи (примечания о применении документа и отдельных его частей), специальным символом "i" на полях -- полезные связи (значимые упоминания о документе), а через общий список связей доступны и несущественные связи между документами (прочие упоминания). ·
  • Расширены возможности работы с папками, содержащими подборки интересующих пользователя документов, и с закладками, которыми отмечаются важные фрагменты текста. Теперь в одной папке можно сохранять различные виды информации, а с помощью закладок зафиксировать свой комментарий к фрагменту текста. ·
  • В системе обеспечен быстрый и удобный доступ к справочной информации (курсы валют, ставки налогов, календарь бухгалтера и т. д.) и новостям законодательства. ·

Предполагается, что массовый перевод клиентов на новую платформу -- он будет производиться совершенно бесплатно -- закончится к концу марта 2004 г. В течение "переходного периода" все обновления будут существовать в двух видах, так что никто из пользователей от нововведения не пострадает. По словам г-на Новикова, стоимость поставки и обслуживания баз данных от перемены их формата и усиления возможностей поисковой системы также не изменится. 4*Имеется в виду объем несжатых текстовых документов. Объем, занимаемый всеми системами семейства "КонсультантПлюс" (упакованные данные плюс поисковая система), почти в два раза меньше -- 7637 Mб. Кроме текстовых документов рассматриваемая СПС может хранить векторные схемы и диаграммы. Поддержка полноцветных и полутоновых изображений пока не предусмотрена. Но любые объекты можно вызывать в системе в виде внешних файлов.

**По данным исследований, проведенных РОМИР в марте 2003 г., c системами "КонсультантПлюс" работают 83% предприятий, использующих правовые базы данных, причем 68% используют эти системы в качестве единственных.

***Две предыдущие платформы были выпущены в 1992-м и 1995 гг. соответственно. Программная оболочка "Технологии 3000" занимает на диске в 1,4 раза больше места, чем поисковая система образца 1995 г. Предполагается, что она будет основой СПС "КонсультантПлюс" в течение ближайших пяти лет.

 

← октябрь 2003 4  5  6  10  11  13  14  17  18 декабрь 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!