Все новости от 16 декабря 2003 г. Интервью недели. Дмитрий Черешкин: «НАУЭТ намерена защищать интересы своих членов на рынке электронной торговли»
Неделю назад в России состоялись выборы депутатов в Государственную Думу четвертого созыва. Многие организации делают ставку на то, что новая Дума закончит рассмотрение жизненно важных для различных отраслей экономики проектов законов, которые не успела проработать Дума прежнего созыва.
В частности, Национальная ассоциация участников электронной торговли, НАУЭТ, (напомним, эта общественная организация заявила о себе в сентябре текущего года) рассчитывает, что депутаты примут законопроект «Об электронной торговле» и доработают наконец закон об электронной цифровой подписи.
Спустя два дня после выборов Ассоциация провела в Москве первое заседание правления. На этом собрании были обсуждены и утверждены проект положения о членстве в НАУЭТ и план работы этой организации в 2004 году. Правление также приняло решение о создании в рамках Ассоциации двух комитетов: координационно-методологического и информационно-аналитического. Тогда же были приняты новые члены — пять региональных организаций*.
Сегодня председатель правления НАУЭТ Дмитрий Черешкин комментирует для читателей IT-daily ситуацию в отрасли электронной торговли в России и рассказывает, на какие процессы в этой области Ассоциация способна оказать свое влияние и по какой причине.
IT-daily: Работа, проведенная Национальной ассоциацией участников электронной торговли в прошедшие месяцы, начала, похоже, приносить свои плоды. В организацию вступают новые члены, значит она находит сторонников, разделяющих ее стремления. А в каком состоянии, с вашей точки зрения, сегодня находится отрасль электронной торговли в России?
Д. Ч.: В сфере развития инфраструктуры электронной торговли в нашей стране сложилась ситуация, показывающая, что дальнейшее повышение эффективности функционирования систем электронной торговли требует совместных, скоординированных действий всех участников данного процесса.
Разобщенность существующих электронных торговых площадок и их локальный характер мешает интеграционным процессам в сфере электронной торговли, стандартизации и унификации процедур, обмену опытом, продвижению и внедрению наиболее эффективных проектных решений, а также борьбе с мошенничеством в сфере электронной торговли.
Федеральный закон «Об электронной торговле», который в будущем будет являться основой для регулирования деятельности в сфере электронной торговли, и который, как я надеюсь, пройдет утверждение в Государственной Думе РФ нового созыва, требует координации и взаимодействия руководителей и специалистов, уже обладающих опытом реализации конкретных проектов в этой сфере.
Особенно остро стоит вопрос взаимодействия и координации участников электронных торгов на региональном уровне. Во многих регионах успешно функционируют электронные торговые площадки, поддерживающие в том числе проведение закупок товаров для государственных нужд, и очевидна целесообразность использования их опыта для совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования электронной торговли.
Согласование стандартов и подходов к формированию инфраструктуры региональных систем могло бы способствовать налаживанию взаимодействия между отдельными региональными электронными торговыми площадками, а также созданию в перспективе единой инфраструктуры электронной торговли.
— По всей видимости, ситуацию в области электронных госзакупок можно охарактеризовать похожим образом?
— В настоящее время проекты по созданию систем электронной торговли (СЭТ) реализуются в отсутствие федерального законодательства, регламентирующего данный процесс. Выполнение проектов по формированию СЭТ носит локальный (региональный или отраслевой) характер и взаимодействие между ними отсутствует. В свою очередь, региональные системы электронной торговли строятся на различных технологических платформах и в их основе лежат разные подходы и принципы. При этом большинство таких систем не использует ЭЦП по причине отсутствия инфраструктуры удостоверяющих центров. Кроме того, различен функциональный состав региональных систем электронной торговли и «е-госзакупок».
Между тем затраты (как временные, так и финансовые) на создание полноценной системы электронной торговли значительны и для многих регионов являются неподъемными. Может быть, поэтому часть регионов использует отдельные фрагменты системы электронной торговли, например модуль «электронного ценового мониторинга» или «обратного аукциона», с целью достижения краткосрочного бюджетного эффекта.
— И какую роль отводит себе в данном процессе ваша организация?
— Если учесть тот факт, что в настоящее время со стороны государства существует заинтересованность и поддержка в развитии инфраструктуры электронной торговли, то очевидна необходимость в создании общественной некоммерческой организации, в рамках которой мог бы проходить взаимовыгодный диалог региональных структур, внедряющих системы электронной торговли, разработчиков данных систем и государственных органов, регулирующих развитие электронной торговли.
Создание Национальной ассоциации участников электронной торговли — это один из шагов на пути образования общественного, независимого органа, выражающего интересы всех участников процесса развития электронной торговли в России.
— Какие выгоды получит государство от деятельности Ассоциации?
— Работа нашей организации будет способствовать интеграции в единое информационное пространство существующих и вновь создаваемых электронных торговых систем, которые послужат основой для подключения новых рынков и инструментов, расширения географии и увеличения числа участников электронной торговли.
Как показывает практика, внедрение и развитие систем электронной торговли связано с существованием целого ряда проблем, идентификация и разрешение которых позволит существенно повысить эффективность процессов в сфере закупки товаров.
Деятельность Ассоциации поможет формированию единого, доступного и защищенного информационного пространства данных о спросе и предложении по всему спектру товаров, работ и услуг, усилению конкуренции среди производителей, сокращению числа посредников, сокращению времени на поиск и получение необходимой правовой и конъюнктурной информации.
— Что выиграют региональные структуры, если станут членами НАУЭТ?
— Вступление таких образований в Ассоциацию позволит им не только участвовать в процессе формирования цивилизованного рынка электронной торговли и подготовки законодательной и нормативной базы его регулирования, но и получить доступ к консолидированной информационной базе, обобщающей опыт внедрения систем в регионах и анализ современных технологических решений при создании электронных торговых площадок.
Участвуя в мероприятиях, проводимых Ассоциацией, региональные структуры получают возможность лоббировать свои интересы, связанные с развитием инфраструктуры электронной торговли. Кроме того, участие в Ассоциации позволит повысить имидж региона в плане использования современных информационных технологий и повышения эффективности работы госчиновников. Члены Ассоциации получают право участвовать на льготной основе в мероприятиях, связанных с обучением, консалтингом и обменом опытом, проводимых Ассоциацией.
— К чему в особенности стремится ваша организация?
— Цель НАУЭТ – развитие и совершенствование региональной системы электронной торговли, равно как и интегрирование в единое информационное пространство существующих и вновь создаваемых электронных торговых систем, а также формирование единого информационного пространства данных о спросе и предложении по широкому спектру товаров и услуг.
Мы намерены защищать интересы членов Ассоциации на рынке электронной торговли и хотим выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников электронной торговли как в сегменте госзакупок, так и закупок предприятий и организаций всех форм собственности. Мы также нацелены на то, чтобы способствовать сокращению негативных явлений в сфере электронной торговли за счет интеграции информационных ресурсов по госзакупкам в единой системе и их доступности в установленном порядке для всех юридических и физических лиц.
— Задачи какого характера ставит перед собой Национальная ассоциация?
— В число основных входит стандартизация принципов и практики работы системы электронной торговли, внедрение норм профессиональной этики и обеспечение соблюдения членами Ассоциации законодательства Российской Федерации в сфере электронной торговли. Мы собираемся принять самое активное участие в разработке нормативных документов по регулированию деятельности в сфере электронной торговли. Будем представлять интересы членов Ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти.
Также среди задач, которые возлагает на себя наша организация, осуществление мониторинга деятельности участников электронной торговли, тестирование информационного обеспечения электронных торгов и экспертные заключения о его эффективности, оказание информационной, методологической, технической и правовой поддержки в работе членов Ассоциации по вопросам, касающимся системы электронной торговли; разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов Ассоциации и иных участников электронной торговли; подготовка и выпуск учебно-методических пособий, различных видов научно-технической документации, публикация научных трудов, проведение обучения по различным аспектам функционирования региональной системы электронной торговли.
Запланировано проведение мероприятий (выставки, конференции, семинары и т. п.), направленных на популяризацию электронной торговли и обмен опытом в этой сфере.
Мы открыты для сотрудничества с участниками рынка электронной торговли, не являющимися членами Ассоциации, а также с их объединениями и союзами.
Подводя итог сказанному, подчеркну, что цели, которые я назвал, и перечисленные мною задачи внесены в устав Ассоциации и утверждены ее учредительным собранием.
— Ассоциация представлена в интернете?
— Да, совсем недавно был открыт сайт (www.nauet.ru). На нем помимо информации о деятельности НАУЭТ размещено много новостей и аналитических статей по теме электронной торговли, электронной коммерции и «е-госзакупок». Там же публикуются сообщения, поступающие непосредственно из регионов от администраций и от организаций, выполняющих функции электронных торговых площадок в субъектах РФ.
— Какие мероприятия намечено провести в ближайшее время?
— Хочу сначала упомянуть об одном достаточно важном для нас событии, уже прошедшем: 12 ноября текущего года состоялся круглый стол «Электронные госзакупки», организованный Ассоциацией совместно с журналом «Эксперт». Я надеюсь, что практика проведения подобных открытых мероприятий, на которых высказываются различные мнения, будет чрезвычайно полезна для развивающейся сферы электронной торговли.
На данном круглом столе была анонсирована целесообразность создания под эгидой Ассоциации рабочей группы по выработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере электронной торговли. В нее войдут представители комитета по информатизации Госдумы, Торгово-промышленной палаты РФ, Института государства и права Российской академии наук, Минэкономразвития, Минсвязи и региональных администраций. Собрание, на котором предполагается объявить о создании данной рабочей группы и провести ее первое заседание, намечено на 20 января 2004 года. Но состоится, судя по всему, позднее, после того как Госдума нового созыва определится со структурой.
В ближайших планах проведение первого общего собрания членов Ассоциации, или Конференции (как записано в уставе), которое намечено на конец января.
Вскоре будет объявлено о проведении творческого конкурса «На лучшую региональную систему электронной торговли», который, вероятно, пройдет в двух номинациях:
- лучшая действующая региональная система электронной торговли;
- лучший проект региональной системы электронной торговли.
Следующим крупным мероприятием, которое готовится Ассоциацией, станет Международная научно-практическая конференция по электронной торговле. Она пройдет в апреле будущего года.
Помимо этого предполагается проведение целого ряда региональных семинаров совместно с администрациями тех регионов, где уже созданы системы электронной торговли и «е-госзакупок»: Белгородской, Владимирской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.
*Это фонд имущества Калужской области, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, ГУ Республики Марий Эл «Информсреда», автономная некоммерческая организация «Деловой центр Уральского федерального округа» и негосударственное образовательное учреждение «Московская международная высшая школа бизнеса „Мирбис“». Теперь в НАУЭТ состоят 23 организации.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|