Все новости от 10 февраля 2004 г. Радиочастотный спектр поставили под контроль
Недавно компания «ЦентрИнвест Софт» сдала в промышленную эксплуатацию систему учета частотных присвоений, выдачи разрешений и формирования справочной информации («Спектр») ФГУП Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) России.
Прежняя система, по словам руководителя департамента информационных технологий ГРЧЦ Вячеслава Мищенкова, требовала серьезной модернизации, поскольку не поддерживалась разработчиком. У самого же центра не было исходных кодов, которые позволили бы сотрудникам ГРЧЦ приспособить систему к новым условиям, увеличить ее функционал и т. п. Максимум, что здесь удавалось сделать программистам центра, – приписывать к системе различные «кусочки».
В связи с этим летом 2002 года ГРЧЦ провел тендер по выбору разработчика «Спектра». Победителем была признана компания «ЦентрИнвест Софт».
Сегодня о создании системы «Спектр» читателям IT-daily рассказывает руководитель подразделения корпоративных информационных систем «ЦентрИнвест Софта» Анатолий Шалимов:
- При проведении конкурса ГРЧЦ выдвинул ряд требований. Исполнитель проекта должен был, по сути, создать новую систему, которая по своему функционалу не уступала бы прежней и сохранила наработанные методики учета и обработки документации. Более того, выполняла ряд новых функций. При этом создание системы и ее наполнение данными не должно было прерывать деятельности ГРЧЦ.
Еще одно требование центра заключалось в том, что система должна быть гибкой – иметь возможность внесения изменений в параметры без привлечения программистов. Это требование объясняется тем, что в 2002 году шла разработка нового закона «О связи», а в 2003 ожидалось его принятие. Поэтому ГРЧЦ решил заранее предусмотреть в своей новой системе возможность быстрого изменения параметров в соответствии с требованиями законодательства и т. п.*
Кроме того, будущему разработчику системы предстояло реализовать ее на базе двух программных платформ – Microsoft SQL и Oracle.
IT-daily: Когда компания приступила к реализации проекта?
А.Ш.: В ноябре 2002 года. За основу «Спектра» компания взяла собственную разработку – систему управления деловой информацией (СУДИ) VisualDoc**.
IT-daily: Что собой представляет созданная система?
А.Ш.: «Спектр» — трехуровневая система, включающая в себя СУБД (Oracle или MS SQL), VisualDoc и прикладные модули. При этом VisualDoc является прослойкой между базой данных и прикладным ПО и выполняет роль сервера приложений.
В «Спектре» реализованы различные сервисы, обеспечивающие работу прикладных программ. Это генератор отчетов на основе шаблонов, объектно-ориентированный механизм обращения к базе данных, интеграция с электронной почтой, удаленный доступ к БД. Собственно к прикладным модулям можно отнести: общее делопроизводство; электронный архив документов; комплекс сканирования; внутренний документооборот, обеспечивающий прохождение документов от первичного формирования до электронного архива; выход на БД (ввод, хранение и обработка параметров частотно-территориального плана***); экономический блок, интегрированный с действующей в ГРЧЦ системой «1С: Бухгалтерия».
В целом же в настоящее время «Спектр» обеспечивает, в первую очередь, автоматизацию внутреннего и внешнего документооборота. Кроме того, система позволяет автоматизировать оформление и сопровождение договоров на предоставление ГРЧЦ соответствующих услуг (экономический блок). «Спектр» служит также для ведения и наполнения базы данных частотных планов. Это проводится на основании заявок на получение частот и согласования решений об их выделении с заинтересованными ведомствами (МО РФ, ФСБ РФ и пр.). То есть система отслеживает весь путь заявок и служит для автоматизации управления этими процессами. Это достигается за счет использования в «Спектре» элементов Work flow, обеспечивающих планирование и контроль выполнения этапов бизнес-процессов.
IT-daily: В настоящее время работы по «Спeктру» завершены?
А.Ш.: Первая рабочая версия системы была запущена в июле 2003 года. В декабре «ЦентрИнвест Софт» сдал в промышленную эксплуатацию вторую версию «Спектра». Потом компания заключила с ГРЧЦ соглашение на развитие системы. Здесь можно выделить два направления: сопровождение и доработка «Спектра» в соответствии с изменениями в законодательстве и пр. и развитие новых отраслевых технологий. Под отраслью понимается деятельность, связанная с автоматизацией работ по управлению, распределению и т. д. частотного ресурса.
IT-daily: Чем именно занимается «ЦентрИнвест Софт» по второму направлению?
А.Ш.: С одной стороны, здесь мы работаем над автоматизацией деятельности подразделений радиоконтроля ГРЧЦ, а с другой – налаживаем информационное взаимодействие центра с Минсвязи и с региональными радиочастотными центрами (РЧЦ). Если говорить о необходимости взаимодействия с Минсвязи, то надо вспомнить, что прежде ГРЧЦ выполнял все задачи по присвоению частотного ресурса (рассмотрение заявок, проведение экспертиз, присвоение частот) самостоятельно. Теперь же по закону «О связи» работа ГРЧЦ завершается на выдаче технических заключений, а решение о присвоении частот должно принимать министерство. Соответственно изменилось прохождение документов. Это потребовалось отразить в системе.
Кроме того, в настоящее время ГРЧЦ решает вопрос организации взаимоотношений с РЧЦ федеральных округов. Не исключается, что эти центры будут либо присоединены к ГРЧЦ, либо объединены с ГРЧЦ. Если это произойдет, то «ЦентрИнвест Софт», возможно, будет внедрять «Спектр» и в регионах.
IT-daily: «Спектр» готов к тиражированию?
А.Ш.: Сегодня компания занимается анализом информационных систем региональных РЧЦ и изучает возможность их интеграции со «Спектром». В любом случае тиражирование подобных систем простым не бывает. В регионах свои условия работы, своя специфика, есть собственные системы. Поэтому такой процесс занимает определенное время и должен происходить мягко. Вначале мы собираемся предлагать те элементы «Спектра», которые позволят региональным центрам увеличить функциональность своих систем. Со временем, вероятно, можно будет говорить и о переносе всего «Спектра».
Мы решили, что в регионах надо будет устанавливать «Спектр» на базе MS SQL, поскольку систему Oracle в этом случае внедрять нецелесообразно. Это и дороже, и специалистов для сопровождения трудней найти.
IT-daily: На сколько рабочих мест сегодня рассчитан «Спектр»?
А.Ш.: В настоящее время в системе работают около 200 человек****. При этом сотрудники департамента информатизации ГРЧЦ обучают этих пользователей работе с системой. Впрочем, речь идет скорее не об обучении, а о тренинге.
*В частности, в начале января был изменен НДС – с 20% до 18%. Поскольку ГРЧЦ заключает большой объем договоров, потребовалось внесение изменений в систему. По словам Анатолия Шалимова, это было сделано без привлечения программистов – внесением изменений в шаблоны базы данных.
**Система VisualDoc предназначена для создания бизнес-приложений в области документооборота и информационных хранилищ.
***Комплекс параметров, на основании которых принимается решение о выделении или не выделении частот. Здесь и характеристики оборудования, его мощность, направленность антенн, совместимость (в том числе электромагнитная) с другим оборудованием и т. п.
****В рамках проекта по созданию «Спектра» была создана подсистема информационной безопасности, рассчитанная на 500 пользователей. Такая разница в количестве рабочих мест объясняется тем, что подсистема безопасности охватывает большее число сотрудников ГРЧЦ, многие из которых не работают со «Спектром».
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|