На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2004-4-6 на главную / новости от 2004-4-6
AlgoNet.ru
поиск
   Статьи по датам:
Март 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
 
Апрель 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
 
Январь 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
Февраль 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
 
Ноябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
Декабрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
 
Сентябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
 
Октябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
 
Июль 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
 
Август 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Май 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
Июнь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
 

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 6 апреля 2004 г.

Разбор полетов Голубого гиганта

“Если вы видете, что ваш конкурент тонет,

возьмите пожарный кран и засуньте его ему в рот”.

Рей Крок, основатель McDonald’s

 Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри.

Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри. М.: Альпина Паблишер, 2003. – 320 с.

О роли корпорации IBM в компьютерном бизнесе написано немало, но мне представляется, что эта роль на коротком и переполненном большими и малыми событиями историческом отрезке времени с момента появления ЭВМ еще не полностью осознана.

Если Intel активно продвинулась на сравнительно узком участке фронта, то Голубой гигант, как принято называть IBM в прессе, наступал всегда очень широким фронтом, проводя исследования по самым разным направлениям компьютерных технологий.

Книга бывшего президента и CEO корпорации IBM Лу Герстнера дает возможность понять устройство этой громадной мировой компании и сделать некоторые нетривиальные выводы. В каком-то смысле она о мировозрении современного крупного ИТ-бизнеса.

В чем-то книга перекликается с вышедшей в прошлом году книгой бывшего руководителя корпорации Intel Энди Гроува (см. PC Week/RE, № 4/2004, с. 29), а именно в оценке характера современного западного бизнеса с его быстрой сменой форм и методов работы, технологической гонкой и глобальным проактивным маркетингом. То есть по существу оба руководителя говорят об одном и том же: о проблеме стратегического менеджмента.

Книга состоит из 31 главы, каждая из которых достаточно коротка, чтобы ее можно было успеть прочитать, не выделяя под это какое-то значимое время. Главы образуют пять частей.

Первая часть (11 глав) -- вводная: в ней описывается приход Лу Герстнера на должность генерального директора IBM, критическое финансовое состояние компании и потеря связи с клиентами в это время, а также и меры, принятые им в первые девять месяцев для выхода из кризиса.

Поскольку в 1993 г. я уже был главным редактором компьютерного журнала, то все описанное им мне хорошо известно из публикаций в прессе. Взгляд Герстнера изнутри, однако, весьма примечателен. Конечно, все знали о жуткой бюрократии в этой корпорации, но в реалиях все, оказывается, было еще хуже.

Принятые Лу Герстнером шаги, такие, как продажа ненужной недвижимости, сокращение вспомогательного персонала (а его только в Европе было 23 тыс. человек!), избавление от части активов для пополнения наличности, введение системы стимулирования по результатам труда, упорядочение финансовой отчетности, сокращение лишних звеньев управления и т. д., кажутся вполне естественными и очевидными.

Вопрос в том, что провести все эти изменения, да еще в такой громадной компании далеко не каждому менеджеру по плечу. И хотя обычно об этой фазе почти никогда не пишут, но первые месяц--три на новом месте у любого руководителя уходят на создание так называемого “поля начальника” -- установление своего влияния, а проще говоря, своей власти. Здесь крайне важны все эти переговоры-знакомства с топ-менеджерами, захват ключевых точек, выявление “очагов сопротивления” и т. п., и недаром первое, что сделал Герстнер в IBM, -- назначил нового финансового директора и директора по кадрам.

Автор, кстати, довольно откровенно пишет о вопиющих случаях саботажа его решений. После чтения этой части становится понятно, почему IBM вовремя не “придушила” Microsoft -- ей было не до того.

Вторая часть книги (семь глав) посвящена выработке стратегических решений по направлениям развития компании. Она начинается с краткой истории IBM и показывает, что автор в технологиях совсем не силен, поэтому к выработке технической стратегии компании скорее всего причастен как начальник, давший “добро” и принявший на себя ответственность за выбранный курс.

Это особого рода топ-менеджерское умение, базирующееся по большей части на интуиции, оценке уровня команды своих помощников и других невербальных свойствах руководителя высокого ранга. (Мой давний приятель был в советские времена экспертом на зарубежных переговорах одного нашего министра.

Его поразило то, что человек, совершенно не понимавший в начале переговорного процесса о чем идет речь, в конце его уверенно принял абсолютно правильные решения.)

В 15-й главе этой части описывается интереснейший процесс приобретения Голубым гигантом компаний Lotus, Tivoli Systems. Хочется обратить внимание, что IBM в результате перестройки своей стратегии в соответствии с постиндустриальной экономикой не только перешла на открытые стандарты, но и сфокусировала свои усилия на наиболее интересных в средне- и долгосрочной перспективах направлениях развития компьютерных технологий, таких, как системы хранения, консалтинг, сервисы, ряд направлений ИИ, нанотехнологии и биоинформатика.

Любая коммерческая компания в современных условиях достаточно быстро меняется, и потому, останется ли через полвека IBM в старом добром компьютерном бизнесе, сейчас уже стопроцентно поручиться нельзя.

Конечно, заслуга Лу Герстнера перед IBM состоит не только в том, что он вытащил корпорацию из очень сложной ситуации, но и в том, что он предпринял героическую попытку изменить ее корпоративную культуру. Описанию этой попытки посвящена небольшая, всего в три главы, третья часть книги.

Если первые три части просто интересны, то оставшиеся -- “Полученные уроки” и “Наблюдения” -- полезно периодически перечитывать, поскольку они дают пищу для размышлений типа. “А что можно улучшить в моей компании? ”.

Книга написана понятным управленцам языком, довольно живо, с американским юмором, который в отличие от нашего жесткого юмора, может показаться российскому читателю некоторым кокетством автора. Но вот так американцы устроены.

Перевод книги весьма неплох, хотя я встретил несколько забавных ляпов, например, на странице 112 написано: “До разработки System/360 IBM была единственной компанией, производившей и продававшей компьютеры”. Впрочем, без оригинала книги трудно понять пропустил ли частичку “не” переводчик, либо тут искреннее заблуждение автора :). Разного рода некорректности перевода терминологии, типа “процессоры Unix”, в целом восприятие книги не портят.

Разумеется, автор постоянно пытается представить свою компанию в розовом цвете и, как говорит ныняшняя молодежь, “всю в шоколаде”. (Контрпримеры знаю опять же по личному опыту, так как году в 1988-м я участвовал в закупке у IBM десятка машин PS/2.) Однако это не заслоняет гораздо более важные и интересные моменты.

Рецензируемая книга окажется, безусловно, полезна топ-менеджерам российских компаний. Большинству из них приходится постоянно решать вопросы, связанные с управлением и реструктуризацией растущего бизнеса, и по мере его укрупнения данная книга будет восприниматься со все большим интересом и пониманием.

 

← март 2004 1  2  4  5  6  7  8  9  10 май 2004 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!

 

 

 


© 1997-2008
info@media.algo.ru | реклама у нас
Техническая поддержка - ADT Web Solutions