Все новости от 15 апреля 2004 г. ЕС: электронизации шаги саженьи
Индикаторы для сопоставительного анализа
В мае 2002 г. Европейская комиссия представила на рассмотрение Совета Европы в Севилье “План действий по программе eEurope’2005”, в котором были сформулированы шаги всех европейских институтов стран — членов ЕС, направленные на ускорение развития информационного общества и формирования знание-ориентированной экономики в Европе.
Для контроля осуществления этого Плана Европейской комиссией были выдвинуты предложения по проведению сопоставительного анализа хода выполнения программы eEurope’2005 с использованием соответствующих индикаторов, и эти предложения были утверждены Советом Европы.
Ниже по материалам [1] рассматриваются основные принципы проведения сопоставительного анализа, т. е. фактически мониторинга реализации данной программы, а также приводится перечень индикаторов, утвержденных для этого анализа.
Эксперты Европейской комиссии совместно со специалистами стран — членов ЕС и стран-кандидатов провели анализ перечня индикаторов, использовавшихся в программе eEurope’2002. По его результатам были сформулированы принципы, на которых должен базироваться сопоставительный анализ программы eEurope’2005. Ключевые положения этой процедуры состоят в следующем:
- Программа eEurope 2005 должна иметь ограниченный набор простых для понимания политических индикаторов; главное внимание при этом следует акцентировать на достижении результатов.
Основные показатели, имеющие отношение к политическим целям, следует подкреплять вспомогательными статистическими данными, служащими фундаментом для анализа таких срезов объекта исследования, как возраст, пол, размер, область и пр.
Результаты эталонного тестирования должны распространяться максимально быстро с использованием Web-сайта eEurope.
- Учитывая предстоящее расширение состава Европейского Союза за счет вхождения в него десяти новых членов в начале 2004 г., сопоставительный анализ должен учесть требования и специфические особенности каждой из стран-претендентов с позиции получения исчерпывающе полной картины развития ИКТ в этих государствах.
- Своевременность. Политическое воздействие сопоставительного анализа будет наиболее эффективным только в том случае, если Европейская комиссия каждый год к моменту созыва весеннего заседания Совета Европы будет обеспечена свежими данными о прогрессе в этой сфере.
На этих заседаниях должен оцениваться прогресс в решении поставленной на Лиссабонской встрече стратегической задачи по превращению европейской экономики в течение десятилетия в наиболее динамичную, конкурентоспособную и знание-ориентированную экономику в мире.
На практике это означает, что соответствующие данные следует представлять не позже ноября каждого года.
- Контроль. Национальные институты статистики должны информировать и давать пояснения по всем проводимым исследованиям. Получаемые данные надо по возможности распространять повсеместно.
При этом, в первую очередь должны быть проинформированы рабочая группа Совета Европы и специальная Экспертная группа Европейской комиссии по показателям сопоставительного анализа с тем, чтобы они могли осуществлять мониторинг выполнения Плана действий.
- Модели проведения исследований. Модели и методы исследования под общим названием “Евробарометр”, использованные для получения ряда индикаторов в программе eEurope’2002, показали свою высокую эффективность.
Благодаря им все страны ЕС применяют единую методологию и имеют реальные возможности получать результаты оперативно (например, в течение всех шести недель обследования).
Для повышения качества результатов необходимо увеличить количество исследований, проводимых специалистами национальных институтов статистики (НСИ) и организациями Евростата (Eurostat surveys).
Страны-кандидаты начиная с 2003 г. будут также приглашены к участию в исследованиях Евростата.
- В перспективе, исходя из политических потребностей или структурных изменений, может возникнуть необходимость включения других показателей, оценивающих те или иные воздействия.
В программе eEurope’2005 Европейская комиссия, руководствуясь вышеизложенными принципами, предлагает использовать 14 политических индикаторов и 22 вспомогательных.
Кроме того, предложены один политический показатель и три вспомогательных, для которых должны быть проведены опытные исследования и которые в 2004 г. при подготовке промежуточного обзора состояния программы eEurope’2005 будут отдельно рассматриваться с позиции целесообразности их включения в список индикаторов. Общая структура индикаторов программы eEurope’2005 представлена на врезке.
Общая структура индикаторов программы eEurope’2005
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА
A. Доступ и использование Интернета обычными гражданами
B. Доступ в Интернет и использование ИКТ предприятиями
C. Стоимость Интернет-доступа
СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙНОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
D. Электронное правительство
E. Электронное обучение
F. Электронное здравоохранение
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИЗНЕС-СРЕДА
G. Покупки и продажи в онлайновом режиме
H. Готовность к электронному бизнесу
БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
I. Опыт использования средств безопасности ИКТ Интернет-пользователями
ШИРОКОПОЛОСНОСТЬ
J. Широкополосный доступ
Перечень и содержание индикаторов эталонного тестирования программы eEurope’2005
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА
A. Доступ и использование Интернета обычными гражданами (процент семей, имеющих доступ в Интернет, является одним из структурных показателей, установленных в Лиссабоне по согласованию между Европейской комиссией и Советом Европы, служащим для измерения прогресса в достижении общих целей.)
Политические индикаторы (для всех политических индикаторов следует, если возможно, добавить вспомогательный статистический показатель, обеспечивающий сравнение с данными по США, Японии и другим ведущим странам):
A.1. Процент семей или лиц, имеющих доступ в Интернет из дома.
A.2. Процент лиц, регулярно пользующихся Интернетом.
Определение: имеется в виду население в возрасте от 16 до 74 лет, которое пользуется Интернетом по крайней мере еженедельно. Сюда включаются любые виды локации и методы доступа.
Соответствующие таблицы должны составляться с использованием таких параметров, как возраст человека, его пол, род занятий, уровень образования и местоположение. Источник: обследование домашних ИКТ-ресурсов организациями Евростата и НИС; получаемые в разных странах данные должны допускать возможность их сопоставления.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
A.3. Процент семей, имеющих доступ в Интернет через терминалы цифрового телевидения, мобильные устройства (включая все формы мобильного доступа: карманный компьютер, мобильный телефон, персональный цифровой помощник и т. д.). A.4. Процент лиц со стационарными устройствами доступа в Интернет, установленными в квартире, на рабочем месте, в образовательном учреждении, Интернет-кафе, пункте общественного доступа и т. п.). A.5. Процент лиц, использующих Интернет со специальными целями (отправление или получение электронной почты, поиск информации о товарах и услугах, чтение или загрузка электронных газет в онлайновом режиме, загрузка музыки и проведение игр, банковских Интернет-операций) в течение предшествующих исследованию трех месяцев.
B. Доступ в Интернет и использование ИКТ предприятиями
Политические индикаторы: B.1. Процент служащих, использующих компьютерный доступ в Интернет без каких-либо затруднений в своей повседневной деятельности. Определение: предприятия с известными числом служащих (10—49; 50—249; более 250 человек) и видом деятельности (секции классификатора видов деятельности NACE: D, F, G, H, I, K; кроме того, данные для секций NACE J и 92.1 [кино и видео] плюс 92.2 [телевидение и радио] предусмотрены на будущее начиная с 2004 г.).
Источники: обследования ИКТ-ресурсов предприятий организациями Евростата.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
B.2. Процент предприятий, имеющих доступ в Интернет (является одним из структурных показателей, установленных в Лиссабоне по согласованию между Европейской Комиссией и Советом Европы для измерения уровня прогресса в достижении общих целей).
B.3. Процент предприятий, имеющих Web-сайты или домашние страницы.
B.4. Процент предприятий, использующих сети intranet/extranet.
B.5. Процент служащих, находящихся вне предприятия и использующих ИТ-системы для связи с ним.
C. Стоимость Интернет-доступа
Политические индикаторы: C.1. Стоимость Интернет-доступа в зависимости от интенсивности использования: 20, 30, 40 часов/месяц, безлимитные тарифы. Примечание. Цены зависят от того, какие технологии используются — ADSL (асинхронный доступ по телефонной линии), кабельные модемы или сеансовое подключение; цены должны также включать налог на добавленную стоимость. Источники: исследования Европейской комиссии и организации ОЭСР для сравнения со странами, не входящими в Европейский Союз.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
C.2. Идентификация наиболее дешевого типа широкополосного доступа в каждой стране Европейского Союза .
СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙНОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
D. Электронное правительство
Политические индикаторы: D.1. Идентификаторы базовых общественных услуг, полностью предоставляемых в онлайновом режиме (методология, применяемая для сбора информации о состоянии этого индикатора, аналогична той, которая использовалась в программе eEurope’2002).
Определение: 20 базовых услуг официально были утверждены Советом по внутреннему рынку/потребителям/туризму (Internal Market/Consumers/Tourism Council) в марте 2001 г. для проведении эталонного тестирования в программе eEurope’2002. Источник: исследование Европейской комиссии в сотрудничестве со странами—членами ЕС.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
D.2. Процент лиц, использующих Интернет для взаимодействия с городскими властями с определенной целью (получение информации, форм документов, возвращение заполненных форм документов).
D.3. Процент предприятий, использующих Интернет для взаимодействия с городскими властями с определенной целью (получение информации, получение форм документов, возвращение заполненных форм документов).
Дополнительные вспомогательные показатели как объект пилотного исследования с целью выявления потенциальных возможностей их последующего использования на стадии промежуточного обзора или на иных ранних стадиях: D.4. Идентификаторы доступных базовых общественных онлайновых услуг, которые интегрированы с цифровыми процессами во внутренней деятельности офиса.
D.5. Доля процессов общественных закупок, выполняемых в онлайновом режиме в процентах от общего количества произведенных общественных закупок.
D.6. Процент государственных органов власти, использующих программное обеспечение с открытым исходным кодом.
E. Электронное обучение
Политические индикаторы:
E.1. Количество учащихся, имеющих компьютер с доступом в Интернет (широкополосный/неширокополосный)
Определение: должны отражаться только те компьютеры, которые используются в целях обучения.
Источник: исследования Европейской комиссии, обследования организациями Евростата и НИС.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
E.2. Процент лиц, использовавших Интернет в подготовительных и образовательных целях: образовательная деятельность (школа, университет и т. п.); дистанционное обучение; другие курсы, связанные с профессиональной подготовкой (дополнительный вспомогательный показатель “Процент людей, получивших знания в сфере ИКТ; род деятельности, пол, образование” будет добавлен с 2004 г.).
E.3. Процент предприятий, использовавших программу электронного обучения для подготовки и дополнительного образования своих служащих.
F. Электронное здравоохранение
Политические индикаторы:
F.1. Процент граждан 16 лет и старше, использующих Интернет для поиска информации о методах лечения собственного заболевания или других заболевших людей. F.2. Процент врачей, использующих электронные отчеты о состоянии здоровья пациентов.
Определение: информация о состоянии здоровья: лечение травм, болезней, а также вопросы питания. Частота: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, редко, никогда.
Демографические данные: возраст, пол. Отражается деление на общие исследования в области медицины и на практическую работу в онлайновом режиме. Отражаются цели практической работы: назначение лечения, ответ на запрос или медицинские рекомендации.
Источник: современные исследования организаций Евростата и обследования НИС.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИЗНЕС СРЕДА
G. Покупки и продажи в онлайновом режиме
Политические индикаторы:
G.1. Процент электронной коммерции от общего оборота предприятия.
Определение: онлайновые покупки и продажи могут производиться как через Интернет, так и с использованием электронного обмена данными EDI.
Следует учитывать сделки с торговыми фирмами-партнерами (B2B) и частными клиентами (B2C), но учитывать только те предприятия, чьи покупки/продажи в онлайновом режиме превышают 1% от общего оборота.
Таблицы за исключением пункта G.2 должны быть составлены в соответствии с количеством служащих на предприятии (10—49, 50—249 включительно; более 250) и с его видом деятельности (секции NACE: D, F, G, H, I, K).
Источник: обследование предприятий организациями Евростата и НИС.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
G.2. Процент лиц, заказавших/купивших товары или услуги при частном использовании Интернет в течение последних трех месяцев. G.3. Процент предприятий, получивших заказы через онлайновые каналы (дополнительный вспомогательный показатель “Процент предприятий, выставляющих счета в онлайновом режиме” будет добавлен с 2004 г., когда директива по электронным счетам вступит в силу). G.4. Процент предприятий, получающих онлайновые платежи после проведения продаж через Интернет.
G.5. Процент предприятий, осуществляющих закупки в онлайновом режиме.
H. Готовность к электронному бизнесу
Политический индикатор: индекс электронного бизнеса (составной индикатор)
Определение: математическая функция, отражающая множество ключевых внутренних и внешних бизнес-процессов, которые используются на предприятиях стран—членов Европейского Союза и интегрированы с цифровыми средствами. Источник: исследования предприятий организациями Евростата и НИС. Частота: ежеквартально.
Компоненты Индекса:
- Освоение ИКТ бизнес-сферой:
- процент предприятий, использующих Интернет; процент предприятий, имеющих Web-сайты или домашние страницы;
- процент предприятий, использующих на момент обследования по крайней мере два средства обеспечения безопасности;
- процент служащих, использующих компьютеры для повседневной рутинной работы (по крайней мере один раз в неделю);
- процент предприятий, имеющих широкополосный доступ в Интернет;
- процент предприятий, имеющих локальные вычислительные сети и использующих сети intranet или extranet.
- Использование ИКТ в бизнесе:
- процент предприятий, которые приобрели товары/услуги через Интернет, применяя электронный обмен данными или любые другие компьютерные технологии, предоставляющие доступ к Сети, если объем таких сделок был больше 1% от общего числа приобретенных товаров/услуг;
- процент предприятий, которые приняли заказы через Интернет, применяя электронный обмен данными или любые другие компьютерные технологии, если их объем был не менее 1% от общего числа принятых заказов;
- процент предприятий, в которых ИТ-системы, предназначенные для управления процессами оформления заказов или покупок, автоматически взаимодействуют с другими внутренними ИТ-системами;
- процент предприятий, в которых ИТ-системы автоматически взаимодействуют с ИТ-системами поставщиков или клиентов, находящихся за пределами их предприятия;
- процент предприятий, имеющих доступ в Интернет и использующих его для получения банковских и финансовых услуг;
- процент предприятий, которые продали продукцию другим предприятиям на онлайновых торговых площадках.
БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
I. Опыт использования средств обеспечения безопасности Интернет-пользователями
Политические индикаторы:
I.1. Процент лиц, имеющих доступ в Интернет и столкнувшихся с проблемами безопасности.
I.2. Процент предприятий, имеющих доступ в Интернет и столкнувшихся с проблемами безопасности.
Определение: проблемы безопасности для отдельных лиц связаны со случаями мошенничества с кредитными карточками, с появлением компьютерных вирусов и с несанкционированным использованием личной (персональной) информации; для предприятий проблемы безопасности связаны с компьютерными вирусами, с несанкционированным доступом к системам или к данным с целью их хищения и последующим шантажом или угрозами, которые имели место в течение последних 12 месяцев. Источник: обследование ИКТ-ресурсов предприятий и частных лиц организациями Евростата и НИС
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные статистические показатели:
I.3. Процент лиц, принявших меры предосторожности при работе с ИКТ в течение последних трех месяцев (понятие “меры предосторожности ИКТ” для лиц и для предприятий определены отдельно).
I.4. Процент предприятий, принявших меры предосторожности при работе с ИКТ в течение последних трех месяцев.
I.5. Процент лиц и предприятий, установивших устройства обеспечения безопасности на своих персональных компьютерах и обновивших их в течение последних трех месяцев.
ШИРОКОПОЛОСНОСТЬ
J. Широкополосный доступ
Политические индикаторы:
J. 1. Процент предприятий, имеющих широкополосный доступ.
J. 2. Процент семей или граждан, имеющих широкополосный доступ.
J. 3. Процент органов общественной администрации, имеющих широкополосный доступ.
Определение: Под широкополосными понимаются такие технологии, как ADSL, кабельные сети, спутниковая связь, радиосвязь, локальные вычислительные сети и универсальные системы мобильной связи UMTS (в будущем). Источник: исследования Европейской комиссии, обследование ИКТ предприятий и частных лиц организациями Евростата и НИС.
Частота: первый ежегодный отчет по показателям — октябрь 2003 г., второй — октябрь 2004 г., третий — октябрь 2005 г., срок внесения изменений — первый квартал 2003/4/5 гг.
Вспомогательные показатели: J.4. Процент семей или отдельных лиц, обладающих домашней сетью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Communication From The Commission To The Council And The European Parliament. eEurope 2005: Benchmarking Indicators. — Commission Of The European Communities. Brussels, 21.11.2002. COM(2002) 655 final.
Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 9/2004, с. 50, № 11/2004, с. 46.
|