Все новости от 19 апреля 2004 г. Во власти развернулась дискуссия о вариантах регулирования интернета
На прошедшей неделе состоялось заседание комиссии Совета Федерации (СФ) Федерального Собрания РФ по информационной политике, на котором обсуждались вопросы нормативно-правового регулирования деятельности в интернете. (См. IT-daily: «Верхние» парламентарии обратили внимание на интернет)
В заседании комиссии приняли участие, в частности, представители различных министерств и ведомств и IT-компаний.
Так, Дмитрий Милованцев, возглавивший недавно Федеральное агентство связи (ФАС) при Минтранссвязи, привел данные о состоянии российского интернета и уровня информатизации в стране. Причем, судя по докладу, отчитывался г-н Милованцев перед членами СФ не как глава ФАС, а как сотрудник Минсвязи, отвечающий за информатизацию.
По словам г-на Милованцева, в 2003 году российский рынок ИКТ вырос более чем на 20%. При этом число эксплуатируемых компьютеров в стране превысило 13 млн штук, из них половина — 6 млн 200 тыс. штук — пришлась на долю домашних пользователей. Дмитрий Милованцев отметил также, что секторы разработки программного обеспечения и предоставления IT-услуг росли быстрее, чем сектор продажи аппаратного обеспечения. Тем не менее, российский IT-рынок еще нельзя считать развитым, поскольку на зрелых рынках секторы разработки ПО и предоставления IT-услуг больше по объемам, чем продажи оборудования. По данным Минсвязи, сегодня на продажу техники приходится около 64% российского IT-рынка, а на разработку ПО и IT-услуги приходится соответственно 11% и 25%.
К счастью, по словам Дмитрия Милованцева, структура российского IT-рынка меняется — разработка ПО растет в три раза быстрее, чем продажи аппаратных средств.
По данным Минсвязи, есть позитивные сдвиги и в области интернета. В России сегодня около 14 млн пользователей Сети, и в ближайшие 6-7 лет российский интернет может достичь III, динамической, стадии развития интернета (по терминологии министерства) или 35-40 млн эксплуатируемых компьютеров и 45-50 млн пользователей интернета.
Глава ФАС упомянул также о том, что улучшилась структура российского сегмента интернета: как в плане организации взаимодействия с другими странами, так и между регионами. Позитивные изменения произошли и с наполнением Рунета российским же контентом. Так, если в 1996 году обращение российских пользователей к отечественным серверам и доменам составляло около 10% от общего числа кликов, то в 1999 году этот показатель составил приблизительно 60%. В прошедшем году, по утверждению Дмитрия Милованцева, около 70% трафика циркулировали в Рунете.
Бывший сотрудник Минсвязи не только отчитывался, но и высказал позицию своего бывшего ведомства относительно правового регулирования деятельности в интернете.
Дмитрий Милованцев:
— В России действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с деятельностью в интернете. Это законы: «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и пр. В то же время изменяется вектор законотворческого процесса — точка зрения на то, что должен быть разработан один универсальный закон об интернете, вызывает дискуссии. Сегодня на повестке дня, как нам кажется, стоит конструктивная работа над уже имеющимися законами, которые должны решить проблемы правового характера в конкретных областях применения информационных технологий.
Так, например, доверие к информационным технологиям и сетям зависит от признания подлинности электронных документов и электронной цифровой подписи (ЭЦП), что требует решения определенных правовых и технических проблем. Да, действует закон «Об ЭЦП», но не в полную силу. В настоящее время ведутся работы по созданию соответствующих подзаконных актов, которые позволят закону заработать в полную силу и создать соответствующую инфраструктуру.
Важное место в регулировании интернета занимают вопросы регулирования адресного пространства Рунета. Кроме того, в российском сегменте Сети содержится большое число контрафактных материалов. Здесь также важна позиция с точки зрения государственного регулирования. Позиция в данных случаях должна быть такова: нарушение любых прав в интернете так же недопустимо, как и в реальном мире. При этом действия, направленные на профилактику таких нарушений, не должны препятствовать развитию интернета.
После отчета о состоянии интернета и информатизации в России г-н Милованцев высказал и собственную позицию относительно регулирования деятельности в интернете. По его мнению, рассматривать создание отдельного универсального закона о деятельности в интернете нельзя. Причина — широкое распространение информационных технологий, которые пронизывают все, проникают во все сферы жизни. Закон о регулировании деятельности в интернете станет законом о регулировании всего. Поэтому, считает г-н Милованцев, следует идти по пути совершенствования законодательства по применению интернета и информационных технологий в конкретных областях. «Ведь закон обо всем гораздо сложнее, — говорит глава ФАС, — и он будет содержать гораздо меньше норм прямого действия, чем аллоцированные, конкретно применяемые законодательные акты».
Перед членами комиссии выступил также заместитель генерального директора холдинга «Связьинвест» Вадим Белов, рассказавший о деятельности дочерних предприятий по развитию инфраструктуры доступа в интернет. Обратившись к вопросам правового регулирования деятельности в интернете, г-н Белов обозначил две проблемы. Одна из них заключается в том, что при введении жесткого регулирования развитие может остановиться. Суть второй проблемы — в вопросе подхода к регулированию: делать один универсальный закон или разрабатывать несколько? (По завершении заседания комиссии Вадим Белов рассказал IT-daily, что он знает одну такую попытку создать единый закон о регулировании деятельности в интернете, — у него была возможность ознакомиться с законопроектом, находящимся в Думе (см. IT-daily: Подготовлен проект закона «Об интернете»). По словам г-на Белова, «этот документ ходит по рукам депутатов, а может уже потерялся, поскольку не был официально вынесен на рассмотрение законодательного собрания». По определению Вадима Белова, этот законопроект «был сырой: в нем все было свалено в кучу».)
При этом заместитель гендиректора «Связьинвеста» посоветовал пока этими проблемами не заниматься:
— Прежде надо решить другую, еще не решенную задачу: провести кодификацию всех проблем, которые существуют в плане регулирования деятельности в интернете, провести их сегментацию по направлениям и после этого понять: делать один закон, несколько законов или свод законов.
По утверждению Вадима Белова, «Связьинвест» и некоммерческое партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» (членами партнерства являются дочерние предприятия холдинга) решили активно участвовать в проведении соответствующих исследований, в разработке предложений и в их представлении Минтранссвязи. (Названный центр принимал участие в разработке закона «О связи», а сегодня занимается созданием подзаконных актов к нему; см. IT-daily: «Инструкции» к закону «О связи» фактически готовы)
В прениях приглашенные на заседание комиссии специалисты и чиновники определили законодательные акты, требующие доработки. Высказывались мнения о том, что необходимо усовершенствовать и закон «О связи», и законодательство об информационных ресурсах, поскольку требуется правовое обеспечение для создания открытых государственных информационных ресурсов (ГИР). Нужно усовершенствовать (в плане адаптации к иинтернету) законодательство об интеллектуальной собственности, доработать новый закон «О СМИ», создать закон, регулирующий правила доступа к информации федеральных органов власти. По мнению членов комиссии, для развития некоторых информационных направлений требуется реанимировать «старые» законопроекты. Речь идет о том, что для развития электронных платежей, электронной торговли необходимо восстановить и продолжить разработку законопроектов «Об электронном документе» и «Об электронной торговле», которые разрабатывались Государственной Думой прошлого созыва (см. IT-daily: Госдума одобрила «Электронную подпись» и «Электронный документ»).
Потом слово было предоставлено одному за другим: президенту группы компаний IBS Анатолию Карачинскому (представителю IT-бизнеса), руководителю департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Церену Церенову, заместителю министра транспорта и связи и все еще министру связи Леониду Рейману (см. IT-daily: Министр связи будет курировать вопросы ИКТ в Минтранссвязи).
Анатолий Карачинский «предупредил» законодателей:
— Мне хотелось бы отметить две вещи. Информационные технологии или интернет, как часть этих технологий, — это некая новая среда, в которой нет границ и в которой очень плохо работает государственное регулирование. Если завтра мы примем какой-либо закон, который запретит что-то делать в этой среде, то мгновенно все это мигрирует за пределы страны. К сожалению, физического контроля за миграцией в интернете нет. Мне хотелось бы, чтобы вы очень осторожно относились к процессам регулирования, поскольку неудачи с регулированием в высокотехнологических областях приводят к очень быстрой миграции IT. Ведь здесь нет ни заводов, ни сложной производственной базы: это информация, которая переносится в мгновение ока куда угодно.
Законодатели должны помнить, что интернет — это, в большой степени, зеркало общества. И мы, к сожалению, пытаемся регулировать в зеркале, а не в реальной жизни. Проблемы интернета — это проблемы общества. Я поддерживаю предложение о создании экспертной группы, которая отделила бы те процессы, которые происходят в зеркале, от реальных процессов, требующих регулирования.
Кроме того, есть к законодателям и пожелание: создать механизмы, стимулирующие развитие интернета.
Церен Церенов кратко обозначил основные задачи правового регулирования деятельности в интернете:
— Один из главных вопросов — вопрос контента, создание которого необходимо стимулировать. Сам контент может быть общим и государственным. Для развития первого государство должно способствовать переводу различных информационных ресурсов в интернет. В первую очередь, речь идет о библиотечных фондах, архивных материалах и т. п.
Если говорить о государственных информационных ресурсах, то сегодня около 95% государственных информационных ресурсов (ГИР) недоступны не только для граждан и бизнеса, но и для других органов государственной власти. Кроме того, государство не предоставляет населению услуги с помощью интернета. Эти проблемы можно решить, создав открытые ГИР и сделав деятельность государства прозрачной.
Здесь к важным законодательным вопросам можно отнести:
- ГИР — необходимо законодательно закрепить их статус, порядок взаимодействия органов власти при их использовании и вопросы доступа к этим ресурсам;
- вопросы персонального учета населения. Сегодня в Минэкономразвития ведутся работы по созданию концепции системы персонального учета населения (см. IT-daily: Минэкономразвития дан шанс построить ГРН – СПУН). В соответствующем законе требуется прописать перечни персональных данных;
- необходимо внести изменения в закон «Об ЭЦП», а именно: отказаться от лицензирования деятельности удостоверяющих центров ЭЦП.
Леонид Рейман обозначил собственную позицию в плане регулирования деятельности в интернете и напомнил законодателям о мировом сообществе:
— Интернет надо рассматривать как некую универсальную среду доставки. Соответственно, регулированию подлежит не сам интернет, а отношения между поставщиком и потребителем интернет-продукции.
Если же говорить о каких-то нормативных принципах регулирования интернета, то мы должны соответствовать тем наработкам и подходам, которые существуют в других странах и у международных организаций. Иначе могут возникнуть различные трансграничные проблемы, что затруднит, например, вхождение России в ВТО. Более того, Россия должна активно участвовать в работе международных организаций, занимающихся регулированием в области информационных технологий и интернета.
Как ранее сообщал IT-daily, по результатам выступлений и прений по ним комиссия решила создать соответствующую рабочую группу.
В продолжение темы:
|