Все новости от 24 мая 2004 г. Google ставит на десктоп
Попытавшись трансплантировать свой успешный поисковый бизнес на рабочий стол, Google столкнется с трудной задачей.
По некоторым сведениям, калифорнийская компания готовит к выпуску загружаемое ПО, которое позволит выполнять поиск текста и файлов на жестком диске компьютера. Этот шаг существенно расширил бы поисковый бизнес Google за пределы Web и прямо нацелил бы его на Microsoft, которая сама готовится бросить вызов доминированию Google на ниве Web-поиска.
Хотя Google не подтверждает существование проекта с кодовым названием Puffin, наблюдатели давно ожидают подобного шага. Объявив в прошлом месяце о планах первоначального публичного размещения своих акций на $2,7 млрд, Google по нескольким фронтам наращивает усилия, направленные на увеличение доходов и выход на новые рынки.
Вступив на арену поиска файлов на десктопе, Google попытает счастья на двух поприщах. Во-первых, попробует распространить на поддерживаемое рекламой настольное приложение свой бизнес рекламы на страницах результатов веб-поиска — главный источник дохода, принёсший компании в прошлом году $914 млн. Это заметно сблизило бы Google с такими скандальным фирмами, как Claria (бывшая Gator) и WhenU, которые натолкнулись на растущее возмущение потребителей adware- и spyware-продуктами.
Во-вторых, Google применит накопленный опыт к созданию приложения корпоративного поиска и постарается вывести его на массовый рынок. Это не простая задача, учитывая, что в сентябре 2002 года, когда компания выпустила Google Search Appliance, ей не удалось взять рынок корпоративного поиска штурмом.
Фактор Microsoft
Однако настольный поиск файлов ставит совсем иные задачи, чем веб-поиск, и здесь компанию могут легко переиграть поставщики операционных систем, такие как Microsoft, чья операционная система Windows работает более чем на 90% всех персональных компьютеров.
Благодаря доминированию ОС, софтверному гиганту удавалось захватывать новые территории, добавляя функции в Windows — это послужило главным поводом для антимонопольного процесса, инициированного Министерством юстиции США в октябре 1997 года.
В заявлении на IPO, поданном в Комиссию по ценным бумагам и биржам, Google характеризует тактику Microsoft как потенциальную угрозу своему бизнесу в Web. Перечисляя факторы риска, угрожающие компании, Google указывает, что софтверный гигант имеет возможность индексировать определенные виды документов в Web и однажды может вмешаться в бизнес Google.
Такие опасения тем более уместны, когда речь заходит о десктопе, где Microsoft держит в своих руках мощные рычаги для продвижения собственных продуктов в обход конкурентов.
Как утверждается в статье в The New York Times, Google попытается восполнить неудовлетворённую потребность пользователей ПК в простых инструментах для поиска информации на жестком диске между разными приложениями: в сообщениях e-mail, текстовых документах в разных форматах, музыкальных и графических файлах. Вероятно, в начале такой инструмент будет ориентирован на индивидуальных пользователей, но его легко приспособить и для предприятий.
Apple Computer уже предлагает для решения подобных задач элегантный инструмент, встроенный в Mac OS X, но он доступен только владельцам компьютеров Macintosh, на долю которых приходится меньше 5% рынка. Microsoft тоже включает в Windows программу настольного поиска, но она довольно неуклюжа, и большинство пользователей организует свои архивы в собственноручно создаваемые папки.
В следующей версии Windows — Longhorn — Microsoft планирует позволить людям искать текст, файлы и веб-документы в разных приложениях. Однако эта версия появится не раньше 2006 года.
Предстоит трудный путь?
Google может создать плацдарм — и конкурентное преимущество — на этом рынке настольного поиска, предложив для начала бесплатную потребительскую программу, поддерживаемую рекламой. К тому же это перенесло бы рекламный бизнес компании из Web на гораздо более интимную почву ПК, где люди проводят не менее 50% своего времени.
Тем не менее, Google придется сразу же столкнуться с новыми проблемами.
Поисковая машина AltaVista, которая теперь принадлежит Yahoo, одной из первых сделала шаг к настольному поиску, но её продукт так не стал популярным. С тех пор загружаемые программы для решения этой проблемы предлагали многие компании, включая Copernic, Groxis, Enfish, 8020 и X1 Technologies. Ни одной из них не удалось набрать критической массы.
По оценкам IDC, в 2003 году объём продаж поискового ПО составил $617 млн.
«Это трудный рынок, на котором появлялись и исчезали многие компании», — говорит старший вице-президент по маркетингу поставщика технологий корпоративного поиска Verity.
Хотя Google в целом удалось избежать скандала из-за рекламы на страницах результатов веб-поиска, остаётся риск оттолкнуть от себя потребителей в случае неудачной попытки запустить руки в загружаемое приложение, предназначенное для сортировки персонального материала.
Adware-компании, такие как Claria и WhenU, продвигают новые настольные приложения, призванные привлечь потребителей и поддерживать рекламный бизнес этих компаний. Claria и WhenU начали с того, что включали своё рекламное ПО в популярные программы обмена файлами, что позволило им расширить аудиторию. Эти компании следят за поведением пользователей в интернете и в зависимости от него демонстрируют им целенаправленную рекламу. Подобная практика привела их и многие другие компании в суд, где они обычно ссылаются на своё право доставлять рекламу на веб-сайты конкурентов своих заказчиков.
Признаком усиливающегося пересечения между рекламой на страницах результатов веб-поиска и поддерживаемыми рекламой настольными инструментами служит соглашение дочерней компании Yahoo Overture с Claria и WhenU о демонстрации с помощью этих фирм мелких рекламных объявлений.
Власти штатов и федеральное правительство пытаются регулировать и, возможно, даже запретить adware и его наиболее скандального родственника spyware. Штат Юта уже принял такой закон, а Палата представителей США и Федеральная торговая комиссия недавно провели слушания по этому вопросу.
Возможно, Google примет самоограничительные правила, не дожидаясь общих законов. На этой неделе компания опубликовала набор предполагаемых принципов для производителей программ, которые самостоятельно внедряются в компьютеры пользователей интернета. Этот проект предполагает следование простым правилам вежливости: программа должна допускать, чтобы её действия можно было запретить, и не прибегать к таким подлостям, как кража персональной информации.
Но даже в том случае, если эти правила будут соблюдаться, Google ходит по краю пропасти. Учитывая, что компания уже имеет доступ к информации об историях поиска людей и поведении веб-сёрферов и получит ещё и доступ к их электронной переписке через будущую службу Gmail, Google может навлечь на себя гнев правозащитников и потребителей.
Компания уже выпустила Google Toolbar, Deskbar и другие продукты для Windows, которые передают на её серверы некоторые данные о поведении пользователей в вебе. Согласно проектам новых законов, эти инструменты подлежат регулированию, как и будущее ПО настольного поиска Google, поддерживаемое рекламой.
«Налицо тенденция от поиска к изданию, а затем на десктоп. После того как Claria положила начало этому рынку, возникает вопрос: Как обеспечить потребителю возможность не только делать то, что он хочет, но и не подвергаться чьим-то проискам?», — говорит один аналитик.
Эти опасения не относятся к Microsoft, чьи будущие встроенные инструменты поиска, скорее всего, будут свободны от рекламы.
Технические проблемы
На этом пути Google придется преодолеть и значительные технологические трудности.
«Очень у многих поиск ассоциируется с Google, но рынок корпоративного поискового ПО — это совсем другое дело. И это сложная техническая проблема», — говорит вице-президент IDC по исследованиям в области технологий контента Сью Филдман.
Два года назад Google выпустила приложение для поиска файлов в корпоративных интрасетях и настольных ПК. Но на долю этого ПО приходится менее 5% бизнеса компании, или на прошлый год меньше $48 млн (согласно заявлению компании на IPO). У Google есть пара сотен корпоративных заказчиков, это не тот успех, какого компания добилась в сфере веб-поиска и рекламы.
Google стал популярным потому, что смог улучшить веб-поиск, быстро выдавая релевантные результаты. Но его формулы для Web, которые опираются на структуру связей между Web-страницами, вряд ли подойдут для среды ПК, где файлам и документам не свойственна структура ссылок.
Одно из решений заключается в том, чтобы ввести в приложения и документы общие «стикеры», которыми можно помечать файлы с использованием ключевых слов. Это облегчило бы поиск файлов в будущем. С точки зрения разработки подобных инструментов Microsoft и такие производители прикладного ПО, как Adobe Systems, находятся в преимущественном положении.
Другой подход, который сейчас развивает Microsoft, это создание интеллектуальных документов с XML-связями. Они позволили бы вводить информацию в один документ, а оттуда она передавалась бы в другие релевантные приложения. Это позволило бы создать инструмент поиска, находящий нужную информацию в разных приложениях.
Компании Autonomy, Convera и Verity работают над решением этих проблем корпоративного поиска и, как правило, предлагают гораздо более мощную технологию, чем технология корпоративного поиска Google. Система Google ориентирована на простоту и особенно хорошо работает с HTML-документами.
«Настоящая проблема Google заключается в том, чтобы убедить людей загрузить и установить у себя их программу, — говорит независимый аналитик Мэтью Берк. — Чтобы искать на своём жестком диске, вы должны инсталлировать что-то очень проникающее, что будет рыться глубоко в вашей машине».
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
| нц 24 May 2004 7:06 PM |
Напрасно гугл уж ен этом этапе пытается кричать что МС их задавит. Если они создадут нормальный продукт, который будет пользоваться спросом, то он будет жить. Как не убил ICQ скажем MSN Messenger. Примеры можно найти. Искать нажно лишь в том случае, если ты не знаешь где у тебя что лежит ;) |
|
| fi 25 May 2004 7:06 AM |
Они не кричат, а тихо шепчут, когда их об этом спрашивают ;-) А кричат аналитики, это их хлеб.... |
|
|