На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2004-5-30 на главную / новости от 2004-5-30
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 30 мая 2004 г.

От перфоленты к мегапикселам

КОММЕНТАРИЙ — Я начал пользоваться компьютером в 1974 году, еще когда учился в школе. Мой первый компьютер занимал всю комнату и при этом имел всего 5 Кбайт оперативной памяти.

Основным способом ввода данных была перфолента, а консолью оператора служила пишущая машинка. Никаких экранов, никакого курсора. Центральный процессор работал со скоростью около 0,1 МГц.

Несмотря на свою примитивность, с этим ранним компьютером было гораздо удобнее работать, чем с монстром-мэйнфреймом, с котором я столкнулся через несколько лет, когда поступил в университет. Ранний, простой компьютер умел немногое, тем не менее я написал для него несколько текстовых игр. Это был однопользовательский компьютер — по существу, ПК размером с комнату. Работая с ним, имеешь полный контроль над машиной, и тебе понятно все, что она делает, вплоть до вращения и жужжания перфоленты.

У мэйнфрейма был настоящий дисплей, но в нем появились непонятные команды, и им было ужасно неудобно пользоваться. Хуже всего было то, что он стал совсем чужим, так как вы не знаете, что там происходит. Вы подаете команду, и через некоторое время можете получить желаемый результат. Не было ощущения, что машина вам подвластна. По существу, вы обращались к таинственному оракулу, манипуляции которого выше нашего понимания.

Людям, начавшим пользоваться компьютерами после ПК-революции, не знаком удручающий опыт работы с централизованными компьютерами. По сравнению с ними современный ПК самой слабой конструкции как будто позволяет вырваться на свободу.

Для меня опыт перехода от маленького, относительно прозрачного компьютера к угнетающе большому и замкнутому в себе стал толчком к тому, чтобы заняться usability. Я знал, что бывают компьютеры, с которыми приятно работать, и хотел вернуть это чувство всемогущества и восстановить контроль людей над машинами.

Сейчас стоит еще раз вспомнить о недостатках централизованных вычислений. По мере наращивания мощности сетей необходимо следить за тем, чтобы сохранить контроль пользователей над ними. Чтобы скомпенсировать растущую мощь back-end функций, важно сохранять сильный front end.

Что принесет 2034 год
Если я не брошу заниматься физическими упражнениями, то могу рассчитывать на то, что увижу, какими станут компьютеры через 30 лет. Согласно закону Мура, производительность процессоров удваивается каждые полтора года, так что к 2034 году они станут в миллион раз мощнее. А по закону Нильсена о полосе пропускания интернета пропускная способность домашних линий доступа повышается на 50% в год, так что к 2034 году она увеличится в 200 тыс. раз. В итоге к тому времени у меня будет компьютер с тактовой частотой процессора 3 ПГц, петабайтом (тысяча терабайт) памяти, полуэкзабайтным (миллиард гигабайт) жестким диском и каналом доступа к интернету с быстродействием в четверть терабита (триллион двоичных цифр) в секунду.

Детали могут измениться: вместо ускорения одного процессора по кривой Мура, мы, вероятно, увидим мультипроцессорные системы, умную пыль и другие средства получения эквивалентной вычислительной мощности через усовершенствованную архитектуру. Но пользователям эти подробности реализации знать не обязательно.

К 2034 году мы, наконец, получим пристойные компьютерные дисплеи с разрешением около 20000 х 10000 пикселов (вместо жалких 2048 х 1536 у моего теперешнего монитора). Я заложил относительно низкий предполагаемый коэффициент усовершенствования в 200; история показывает, что технология дисплеев развивается гораздо медленнее любой другой компьютерной технологии, за исключением, разве что, батарей.

Что люди станут делать с этими петабайтами памяти и терабайтами пропускной способности? Сейчас трудно сказать, но я не думаю, что мы не сможем найти хорошее применение этому аппаратному рогу изобилия. Половина пространства памяти уйдет на индекс всей существующей информации, чтобы поиск выполнялся мгновенно. Хорошее избавление от сонного поиска Outlook.

Заметная доля вычислительной мощности уйдет на защитные механизмы, такие как программное обеспечение самовосстановления (для искоренения багов и адаптации к меняющимся условиям) и агрессивно обороняющиеся вирусные антитела. Понадобится ПО и для защиты от атак типа «социального инжиниринга», таких как электронные сообщения, исходящие якобы от вашего босса, с просьбой открыть вложение.

Компьютерные игры в 2034 году, вероятно, будут содержать имитацию иных миров и интерактивные фильмы, допускающие большую степень участия по сравнению с современным однонаправленным кино. Простейшее, что понадобится для этой новой среды, — искусственные актеры, отображаемые в технике анимации высокого разрешения с рендерингом в режиме реального времени. Гораздо труднее адаптировать фильмы к каждому пользователю. Решение этой задачи приведет к появлению пользовательских интерфейсов, гораздо более привлекательных для широкого рынка, чем современные компьютерные игры, которые, как правило, состоят из упрощенных миров и извилистой игровой фабулы.

Даже без совершенного искусственного интеллекта компьютеры будут проявлять больше признаков организованности и старания защитить интересы своего владельца, а не пассивно дремать в ожидании команд. Вероятно, появятся более развитые способы взаимодействия, как в части воспринимающих жесты физических интерфейсов, охватывающих несколько устройств, так и в части долгожданных хороших экранов высокого разрешения.

Конечно, наш персональный компьютер будет помнить все, что мы когда-либо видели или делали в онлайне. Полная HDTV-запись каждого часа вашего бодроствования займет всего 2% пространства жесткого диска.

Научные фантасты лучше меня нарисуют будущие усовершенствования и их влияние на нашу жизнь. Но ясно одно: переход от перфоленты к вебу и мегапиксельные дисплеи — всего лишь первая и самая малая часть эволюции пользовательских интерфейсов. Если мы будем продолжать думать о нуждах человека и в соответствии с этим обуздывать растущую мощность компьютеров, нас ждут самые невероятные чудеса.

Об авторе:
Джекоб Нильсен — соучредитель Nielsen Norman Group и специалист по веб-usability

 В продолжение темы:
2004-11-01   Gartner: главную угрозу для безопасности представляет социальный инжиниринг
Обсуждение и комментарии
AT - 220220pager.icq.com
31 May 2004 1:32 PM
Мде... А как по мне так недолго будет рост продолжаться. Как только станет всем хватать рессурсов железа - тогда софт и данные денег стоить больших будут и расти сложность именно ПО будет, а не железа.
Многие программы что сейчас продаються это жалкие поделки.
 

Дмитрий
31 May 2004 1:49 PM
2 AT:
десять лет назад всем хватало ресурсов 360KB дискеты, черно-белого дисплея и игрушки типа Арканоид.
 

нц
31 May 2004 2:18 PM
Ай-ай-ай, господин Нильсен!!!
"вместо жалких 2048 х 1536 у моего теперешнего монитора"

и это говорит спец. по юзабилити? У меня вообще складывалось впечатление по его статьям, что он до последнего времени сидел на EGA мониторе :)))
Ну и потом - такой уважаемый перец, а занимается мечтательством :)
А сложность ПО и так растет, причем любого - начиная от игр и кончая ОС и серьезными пакетами для работы: CAD, GIS, 3D, Science
 

Wintermute - devnul.ru
31 May 2004 2:28 PM
"Компьютерные игры в 2034 году, вероятно, будут содержать имитацию иных миров и интерактивные фильмы, допускающие большую степень участия по сравнению с современным однонаправленным кино"
Я, конечно, уважаю Нильсена, умный мужик, справедливо и интересно пишет, и все такое. Но играл ли он хоть раз в Final Fantasy?
 

Дмитрий
31 May 2004 4:04 PM
Мечтать, конечно, не вредно. Но строить перспективу, примитивно высчитывая тактовую частоту в 2034 году исходя из "закона" Мура - это уж совсем неоригинально.
 

Chubakka
31 May 2004 5:45 PM
По-моему, хуже всех будущее предсказывают именно фантасты. Послушать их - мы должны уже все в универ на минисамолетах летать.
А лучше всех видят сурьезные бизнесмены - они сами это будущее строят и продают.
 

нц
31 May 2004 5:52 PM
вопрос в востребованности каких-то технологий и возможности их продать.
реально в космической отрасли с 60 больших шагов (относительно того что хотелось) не достигли. космических держав реально чуток, еле-еле на луну слетали. МКС вообще полу-дохлая и какой прогресс в компьютерной индустрии - ведь в 60-х позволить себе работу на компах могли оч. немногие.

поэтому прогноз строить исходя из сегодняшниш реалий - дело неблагодавное. приорететы могут изменится - были же заявления о покорении марса к 2015 году. Если будет возможность заработать на этом - ту будут и разработки, и вливания, и какие-то продукты.
 

Дмитрий
31 May 2004 6:34 PM
2 нц:
ну нельзя же сравнивать востребованность космических технологий с востребованностью информационных. Последние на порядок выше.
 

нц
31 May 2004 6:38 PM
2 дмитрий - а почему так получилось?
понятно что информационные технологие - они потребительские, но ведь космические могли бы быть корпоративными.
 

Дмитрий
31 May 2004 8:41 PM
2 нц:
А что корпорациям делать в космосе? Устроим Wall Street не орбите?
:-)
 

Дмитрий
31 May 2004 8:45 PM
2 нц:
Вообще-то информационные технологии и есть корпоративно-потребительские, то бишь потребляемые на уровне корпораций. На уровне простых домашних юзеров тоже конечно, но корпоративный сектор здесь имеет большую долю ИМХО. Иначе бы развитие IT сейчас не шло такими темпами. Инвесторов бы не нашлось.
 

нц
31 May 2004 9:58 PM
2 дмитрий: а хотя бы производство наладить.. найдутся материалы, которые удобнее и/или выгоднее производить в космосе. А так спутники еле-еле выводят..
 

Дмитрий
31 May 2004 10:27 PM
2 нц:
ну это еще очень далекая перспектива... Нужно массовое производство таких материалов, а значит - большие площади, мощности, персонал и т.п. А подсчитать, во сколько обойдется вывести это в космос - огого. Не знаю уж, что за материал может быть такой, что стоимость его окупит вложения в станцию...
 

Дмитрий
31 May 2004 10:29 PM
Вот за спутниками связи ИМХО самое ближайшее будущее. В том числе цифровое ТВ и сверхскоростные инет каналы.
 

нц
1 Jun 2004 12:20 PM
с каналами - не уверен ;)
спутников слишком много .. производство потому дорогим кажется, потому что технология дорогая и нет еще еще полностью исследований по всем аспектам. Если смонтировали МКС, то какие проблемы смотрировать автоматич. завод по производству чего-либо? затем второй и т.д.

какова цена прототипа изделия относительно цены релиза при массовом производстве?
 

vIv
1 Jun 2004 1:55 PM
к тому времени у меня будет компьютер с тактовой частотой процессора 3 ПГц, петабайтом (тысяча терабайт) памяти, полуэкзабайтным (миллиард гигабайт) жестким диском и каналом доступа к интернету с быстродействием в четверть терабита (триллион двоичных цифр) в секунду.
===

фиии...
на такой слабой машине винда будет тормозить!
 

vIv
1 Jun 2004 2:03 PM
Понадобится ПО и для защиты от атак типа «социального инжиниринга», таких как электронные сообщения, исходящие якобы от вашего босса, с просьбой открыть вложение.
===
Не пройдёт и полу-века, как г. Нильсен откроет для себя электронную подпись 8-)))
 

LinFan
1 Jun 2004 3:19 PM
vlv: Через 30 лет ни винды ни линуха ни фряки уже не будет - слишком большой срок. Вспомните что было 30 лет назад.
 

vIv
1 Jun 2004 3:30 PM
1957 Bell Labs found they needed an operating system for their computer center which at the time was running various batch jobs. The BESYS operating system was created at Bell Labs to deal with these needs.
1965 Bell Labs was adopting third generation computer equipment and decided to join forces with General Electric and MIT to create Multics (Multiplexed Information and Computing Service).
 

vIv
1 Jun 2004 3:31 PM
т.е. через тридцать лет у нас будет какой-то потомок picoBSD? =)

да и как может не быть виндовса? это кошунственная мысль!
 

vIv
1 Jun 2004 3:32 PM
или победить Симбиан? Или ПалмОС?
 

vIv
1 Jun 2004 3:33 PM
ошибся на десятилетие. вот правильный кусок:

1972 Ritchie rewrote B and called the new language C.
1973 UNIX had been installed on 16 sites (all within AT&T/Western Electric); it was publically unveiled at a conference in October.
1973 Third edition of UNIX released February 1973
1973 Forth edition of UNIX released November 1973
1974 Fifth edition of UNIX released June 1974
1974 Thompson went to UC Berkeley to teach for a year, Bill Joy arrived as a new graduate student. Frustrated with ed, Joy developed a more featured editor em.
1975 Sixth edition of UNIX released May 1975
1975 Bourne shell is introduced begins being added onto.
1977 1BSD released late 1977
 

нц
1 Jun 2004 3:42 PM
и опять - причем тут МС?
 

vIv
1 Jun 2004 3:44 PM
наиболее предполагаемый преозводитель софтотормозилок
 

Дмитрий
1 Jun 2004 4:58 PM
2 vlv:
> фиии...
на такой слабой машине винда будет тормозить!

Винда будет тормозить на любой машине!! Это ж Винда.
:-)))
 

Дмитрий
1 Jun 2004 5:07 PM
2 LinFan:
> vlv: Через 30 лет ни винды ни линуха ни фряки уже не будет - слишком большой срок. Вспомните что было 30 лет назад.

Не факт.
30 лет назад винды, конечно, не было, но тогда не было вообще практически ничего, одни перфоленты ((с) Нильсен) :-)))
А сейчас есть только две серьезные перспективы - Вин и Линух. Ну МакОС. Все остальное варианты пройденного.
 

нц
1 Jun 2004 5:07 PM
пацаны, так столько кричат маздай, что иногда складывается впечатление что МС и года не протянет .. должен же билл подавится при очередном икании ..
Если серьезно - шутливое фантазирование и больше ничего.
Через такое фремя потребности в компак как таковых не будет. Не зачем для широких масс. будет что-то для разработки, но и тоже наверно не совсем то что сейчас. Доживем - посмотрим.
 

Завлаб
1 Jun 2004 7:29 PM
Переводчик, вероятно, не знает обычных компьютерных слов и потому оставляет их в оригинальном написании.
Видение будущего у автора слабенькое -- обычная экстраполяция сущего.
А все будет совсем не так.
1. Закон Мура наконец-то перестанет действовать и корпорацию Интел обгонит небольшая китайская фирма, которая пару лет назад занялась наноэлектроникой.
2. Лет через пять появится процессоры с новой объектно-ассоциативной архитектурой, которые за десятилетие вытеснят архаичные CISC, RISC и VLIV. Производительность процессора будет считаться в других единицах -- миллионов логических связей в секунду.
3. Если учитывать циклы Кондратьева, то человечеству вообще будут интересны не компьютеры, а биотехнологии, тем более, что жить придется в условиях жесточайшего экологического кризиса.
А вы про какие-то винды, Гейтса и прочую мелочь.
 

Дмитрий
1 Jun 2004 8:12 PM
Интересный глюк:
- попробуйте в MS Word набрать фразу:

Уточнение наличия запасов м.с.;

именно так, со всеми знаками. Только закройте предварительно все открытые документы.

---
Казалось бы, при чем тут MS? ((с) народная мудрость) :-)))
 

Дмитрий
1 Jun 2004 8:14 PM
Можно вставить из буфера. Результат тот же.
 

Дмитрий
1 Jun 2004 8:18 PM
2 Завлаб:
очень интересно, гораздо интереснее чем у Нильсена.
Только непонятно причем тут циклы Кондратьева к биотехнологиям. Они придуманы для экономических процессов.
 

Григорий - grigoryminbox.ru
1 Jun 2004 8:21 PM
> Что принесет 2034 год
Что самое смешное, так это то, что он сам вполне может свято верить именно вот в такое безудержное количественное движение прогресса... Интересно, а он не пробовал смотреть на тенденцию скольки-микронных процессов производства печатных плат? Думаю, если у него там получится размер транзистора меньше размера атома или даже, например, протона, то и тут человек не задумается, а всего-лишь скажет "офигеть, какие чудеса нас ожидают!"
 

нц
1 Jun 2004 11:15 PM
2 дмитрий: ну детский сад - тут о протонах величиной с процессор, а вы о застарелой фиче не понятно толи ИНФОРМАТИКа толи МСа.
и потом я вчера в московском метро каким-то ОМП надышался, досих пор легкие разрывает. А вы о линухе в 2034 году (кстати - когда там траблы с int'ами будут? кажись чуть раньше)
 

Wintermute - devnul.ru
2 Jun 2004 9:34 AM
2 Дмитрий: У вас, батенька, спеллер кривой. Обновлять пора.
 

Wintermute - devnul.ru
2 Jun 2004 9:35 AM
2 нц: Если склероз не изменяет, в 2032. Вот бабла тогдашние компании огребут на переписывании сишных программ...
 

Дмитрий
2 Jun 2004 1:08 PM
2 Wintermute:
У меня боюсь не только спеллер кривой... Поелику МСовской продукции стоит многовато... Остается надеяться, что к 2034 году попрямеет. :-\
 

Wintermute - devnul.ru
2 Jun 2004 3:17 PM
2 Дмитрий: "У меня боюсь не только спеллер кривой..."
Ну, не надо так, я все-таки не психотерапевт, помочь не смогу...
 

DEFILER
2 Jun 2004 9:12 PM
2 Завлаб
Хорошие мысли. Нильсен этот, по-видимому, вчерашний неудавшийся фантаст. За что не люблю американскую фантастику - так это за экстраполяцию одного фактора и нежелание признавать связь его с другими. Это, кажется, один из мегаглюков всей западной философии. У них еще часто сознание определяет бытие, а не наоборот: вот появился из ниоткуда какой-то гений, изобрел гиперпереход - и корпорации тут же начали экспансию по всей Галактике, и т.д. и т.п. А о том, какое влияние такое открытие окажет на экономику и на общество - ни слова. Так же и Нильсен. Ведь если вдуматься, нынешняя схема жесткой спецификации устройств и кода - нерациональна, на этом никакого ИИ не построишь, нужны динамические логические связи, как в мозгу, и не на силиконовой, а на более перспективной основе. И комп как отдельное устройство канет в Лету. Будет "умная пыль" (или даже возможность заставить инертный объект выполнять вычисления или служить интерфейсом I/O). А где в его прогнозе ожидаемое влияние на биологию и медицину? Ведь прогресс цивилизации измеряется не в гига-тера-петабайтах, а в тех свободах, которые они обеспечивают. Сейчас мало наращивать частоты/объемы - нужен иной подход к структуре, от статической к динамической, высвобождение логики задачи от аппаратной части. Нынешняя гонка за гигагерцами будет напоминать соревнование кораблей-гигантов, или вообще динозавров. Сейчас в правильную сторону смотрит (не идет!) только АМД, остальные же страдают дурью. А Закон Мура своим количественным замедлением еще поможет вынести эту корпоративную гниль, навязывающую нам свои стандарты, и будет это сделано какой-то китайской/арабской/российской фирмой, точнее даже не фирмой, а тусовкой.
 

Max - obriverhotmail.com
3 Jun 2004 2:38 AM
2 Дмитрий: смеяться после слова "лопата"? :) Что у меня не так? Или пронесло? (MS-Office 2000).
 

BigShadow
3 Jun 2004 11:58 AM
2LinFan: по-моему 30 лет назад ЮНИКС проник в один калифорнийский университет :)))
===
Говорите фантазер Нильсен, да? В 1988 году я работал на ПК с 64К ОЗУ, в 1993 - с 640К (т.е. в 10 раз больше). И скажи тогда кому, что через 10 лет я буду морщится на сервер с 2ГБ ОЗУ - мол пямяти в обрез... А как бы в 1988 году на меня среагировали?
 

Дмитрий
3 Jun 2004 10:41 PM
2 Wintermute:
я есть иметь в виду МСовские кривые продукты, нот майселф.

2 Max:
а это глючит не везде. На ХРшном Ворде глючит, а например на ХРшном английском Ворде - нет. Правда, это спеллер кривой.
Суть в общем-то в том, что после набора фразы Ворд железно виснет. И непонятно, оттого что кто-то захотел уточнить запасы MS или просто ему термин "матсредства" не нравится :-)))
 

Дмитрий
3 Jun 2004 10:51 PM
2 DEFILER:
Ну чего вы хотите от мужика? Его наверняка всю неделю редактор доставал, - напиши статью, напиши статью! Ну он вечерком и набросал первое что пришло в голову... Не ожидал наверное, что от него будут теперь требовать полных выкладок еще и по прогнозам в биологии и медицине, на уровне приблизительно кандидатской диссетрации.
;-)
 

нц
4 Jun 2004 1:02 PM
никогда в эбаут не заглядывали? там между прочим ясно написано что спеллер не МСовский (русский)

примеры фраз валящих спеллер есть, и это уже по крайней мере лет 5 никого не удивляет. не понятен ажиотаж вокруг этого.
 

Дмитрий
4 Jun 2004 11:58 PM
2 нц:
да, а для меня это новость.
Кзтати, заглянул в эбаут. Ну звездец! настоящая каша из разработчиков.
 

нц
5 Jun 2004 11:29 AM
МС дал заработать людям ;)
Никаких проблем, при том тот же Информатик выпускает и продает расширенную версию спеллера.
Гарантированная возможность продать свою работу и заработать людям, которые разбираются в узкой области.

 

 

← апрель 2004 21  23  24  25  26  27  28  30  31 июнь 2004 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!