Все новости от 29 июня 2004 г. “Открытые Технологии” внедрили в “Казахтелекоме” катастрофоустойчивое решение
В современных условиях успех бизнеса многих крупных организаций напрямую зависит от развития информационных технологий и телекоммуникаций, надежности их функционирования, сохранности информации. Одна из таких организаций — АО “Казахтелеком”, принадлежащее к числу крупнейших операторов связи в странах СНГ. Головной офис этой компании находится в Алматы-Ате — городе, расположенном у подножия северного склона хребта Заилийский Алатау, где велика опасность наводнений, селей и землетрясений. Чтобы обеспечить бесперебойную работу корпоративной ERP-системы SAP R/3, которая установлена в алма-атинском вычислительном центре (ВЦ) “Казахтелекома”, руководство компании решило создать резервный центр (РЦ) в Астане.
В июне 2003-го “Казахтелеком” провел открытый конкурс на создание РЦ и победителем был признан системный интегратор “Открытые Технологии”. В августе того же года компаниями был подписан договор, предусматривавший проведение научно-исследовательских работ, создание концепции построения РЦ с последующим его моделированием на специальном стенде, подготовку проектной документации и, наконец, запуск комплекса в промышленную эксплуатацию.
Схема организации основного и резервного вычислительных центров “Казахтелекома”
Заказчик поставил перед “Открытыми Технологиями” жесткие требования: в случае выхода из строя основного ВЦ запуск SAP R/3 в РЦ должен занимать не более 10 минут. Задача усложнялась тем, что расстояние между ВЦ в Алма-Ате и РЦ в Астане составляет свыше 1,5 тыс. км, причем на начальном этапе проекта пропускная способность канала связи между двумя городами составляла только 4 Мбит/с (в будущем компания планирует заменить его новым, со скоростью 100 Мбит/c).
Стоит отметить, что на сегодня в мире большинство проектов по созданию РЦ реализовано в масштабе крупного города (метрополии) и расстояние РЦ из-за целого комплекса технических проблем, связанных с удаленной репликацией от основного ВЦ ограничена радиусом 100 км.
Договор с “Казахтелеком” предусматривал, что “Открытые Технологии” предложат несколько вариантов по созданию РЦ, включая разработку аварийного плана восстановления. “Открытые Технологии” предложили три варианта удаленной репликации данных между ВЦ и РЦ — один на основе дисковых массивов корпоративного класса корпорации EMC и два других, в которых репликация осуществляется программными средствами пакета, предлагаемого компанией Veritas, либо стандартными утилитами Oracle.
Первый вариант был отклонен из-за слишком больших требований к полосе пропускания канала связи. Из двух оставшихся заказчик выбрал репликацию с использованием возможностей СУБД Oracle, поскольку при этом не требовалось покупать дополнительное ПО.
При проектировании РЦ решалось несколько основных задач: выбор приемлемых вариантов резервирования данных на основе разработанной концепции, отработка выбранной технической архитектуры в лабораторных условиях и подготовка аварийного плана восстановления работоспособности комплекса (Disaster Recovery Plan).
Аварийный план восстановления предлагает выполнение следующих операций:
- запуск РЦ в Астане в случае прекращения работы основного ВЦ;
- переключение всех пользователей системы SAP R/3, включая и филиалы “Казахтелекома”, на РЦ;
- запуск ВЦ после его восстановления;
- переключение всех пользователей системы SAP/R3, включая и филиалы, на восстановленный ВЦ в Алма-Ате.
На начальном этапе “Открытые Технологии” в своей технической лаборатории построили стенд, на котором моделировалась работа ВЦ и проектируемого РЦ (включая серверы, дисковые массивы, сетевую инфрастуктуру, приложения SAP R/3 и Oracle) в нормальном режиме, в аварийном режиме и при восстановлении после аварий. На этом же стенде эмулировались каналы связи, используемые в “Казахтелекоме”. Параллельно специалисты системного интегратора разработали план аварийного восстановления и другую документацию, необходимую для эксплуатации РЦ.
На последнем этапе проекта, завершаемая в мае, “Открытые Технологии” вместе с казахстанским партнером компанией “ОТ-Системс” выполнили настройку оборудования и специализированного ПО. Кроме того, совместно с заказчиком были организованы полномасштабные учения, во время которых отрабатывались действия сотрудников, предусмотренные аварийным планом восстановления.
Всего выполнение этого во многом уникального для СНГ проекта заняло 180 рабочих дней. Как говорит директор по региональному развитию “Открытых Технологий” Виктор Лебедев, в ходе реализации проекта заказчик переосмыслил топологию построения распределенной корпоративной сети и в настоящее время планирует повысить ее надежность за счет построения новых и резервирования имеющихся каналов связи.
|