Все новости от 1 января 2004 г. Мои мозги - мое богатство
интервью Медведева В.Н., Управляющего партнера ООО "Юридическая фирма Городисский и Партнеры", "Люди года", №11-12 (16-17) 2003
Чтобы успешно вести бизнес в условиях современного рынка, уже мало быть просто смелым, работоспособным и упорным. Время, когда можно было чего-то добиться, прокладывая себе дорогу острыми локтями и упрямым лбом, прошло. Сегодня ценится конкурентоспособность товаров и услуг, а для этого требуется немало изобретательности. Что может привлечь потребителя? Как выделить из общей массы схожей продукции именно ваш товар, сделать его узнаваемым, запоминающимся? "Раскрученные" бренды приносят баснословную прибыль. Но представьте себе ситуацию, когда вашей технологией или товарным знаком начинает пользоваться кто-то другой. И причем - практически безнаказанно, если вы своевременно не защитили свои права на конкретный объект интеллектуальной собственности. О том, зачем и как следует это делать, -наша беседа с участником дагомысского форума Валерием Медведевым, Управляющим партнером юридической фирмы "Городисский и Партнеры", ведущей в России в области охраны прав на интеллектуальную собственность.
- Валерий Николаевич, насколько сегодня актуален вопрос защиты прав на интеллектуальную собственность в России?
- Я бы сказал, что вопрос соблюдения прав в области интеллектуальной собственности в России становится одним из приоритетных. Понятно, что мы сейчас работаем в условиях совершенно другой экономики, чем раньше. Если еще в начале 90-х речь шла о единичных случаях нарушений интеллектуальной собственности, то сегодня это приобрело огромные масштабы. Когда государство было монополистом, в том числе и на интеллектуальную собственность, никто не хотел связываться с этой бюрократической машиной. Иностранные компании понимали: в случае нарушения их прав придется бороться не с конкретным юридическим лицом, а с целой страной, с СССР.
Теперь, когда все оказались в равных условиях, каждый стремится первым заявить о своих правах на интеллектуальную собственность. На передний план выходит уже не столько их регистрация, сколько защита. Сегодня на рынке достаточное количество конкурентов, как российских, так и иностранных. Естественно, их соперничество ужесточается и в ход пускаются различные средства для достижения первенства. Иногда нарушения непреднамеренны, но чаще они обусловлены недобросовестной конкуренцией. Для того чтобы сэкономить на значительных издержках, связанных с продвижением товара на рынок, включая его рекламу, недобросовестный предприниматель выдает свою продукцию за известный аналог, то есть попросту его подделывает.
Защищать законные интересы добросовестных участников рынка - наша работа. Мы не против дешевых продуктов и услуг, но они не должны продаваться и предлагаться под чужим товарным знаком.
- Каким образом можно защитить права на интеллектуальную собственность?
- Для начала их нужно получить. Речь идет о патенте на изобретение, полезную модель, промышленный образец и свидетельстве на товарный знак или знак обслуживания. Эти охранные документы затем дадут вам возможность вполне успешно защищаться от недобросовестной конкуренции. Чтобы получить указанные охранные документы, необходимо направить соответствующие заявки в Российское патентное ведомство (Роспатент). Можно, конечно, действовать самому, но частенько это приводит к неполноценной охране своих прав и тем самым - к потерям собственного времени и денег. Желательно обратиться к специалисту, патентному поверенному, который подробно проконсультирует, разъяснит, какой конкретно объект или объекты интеллектуальной собственности необходимо охранять, в каком объеме можно получить права на них и как лучше ими распорядиться впоследствии. Правда, порой некоторые клиенты обращаются к нам уже тогда, когда нужно приложить, если это еще возможно, максимальные профессиональные усилия для исправления ситуации. Были случаи, когда наши патентные поверенные и юристы "спасали" самые, казалось бы, безнадежные дела. За 44 года профессиональной деятельности у нас накопился достаточно богатый опыт. Спектр наших услуг достаточно широк и охватывает не только патенты и товарные знаки, но и компьютерные программы, домены, лицензионные договоры, соглашения о конфиденциальности и др.
- Как долго регистрируется объект интеллектуальной собственности?
- Понятно, что каждый предприниматель стремится как можно быстрее выйти на рынок со своей продукцией. Сегодня процесс регистрации товарного знака занимает 8-12 месяцев, что соответствует мировой практике. Можно ускорить процедуру до 4-6 месяцев - это минимально допустимый срок, учитывая международные соглашения. Для получения патента этот срок больше и составляет полтора-два года.
- Допустим, предприниматель работал по своей технологии, не регистрируя прав, а кто-то другой его опередил. Кто чьи права нарушает в такой ситуации? Насколько соизмеримы затраты по регистрации с судебными издержками и прочими потерями?
- Наша рекомендация однозначна: нужно вовремя регистрировать свои права. Закон не обязывает к этому, но в условиях рыночной экономики каждый должен быть сам в этом заинтересован. Например, вы вкладываете средства в свой бизнес, в свой товар. И вдруг в один прекрасный момент к вам от другой компании поступает претензия о якобы нарушенных вами их правах. С одной стороны, вы должны прекратить выпуск продукции и, следовательно, потерять вложенные средства. С другой стороны, вам еще могут предъявить и иск об упущенной выгоде. В дополнение к этому у нас в стране существует целая группа "интеллектуальных" пиратов, которые занимаются, например, спекуляцией товарными знаками. Они буквально шантажируют тех, чей бренд им удалось перехватить, вынуждая выкупать у них права по немалой цене. Поэтому, как только предприниматель выходит на рынок и начинает маркировать свою продукцию или услугу каким-то обозначением, он должен задуматься над тем, как правильно и своевременно оформить исключительные права на это обозначение. Не запатентовать технологию, не зарегистрировать товарный знак - все равно что, уходя из дома, оставить дверь нараспашку.
- Следите ли Вы за соблюдением прав ваших клиентов в дальнейшем?
- Одна из основных наших задач - обеспечить профессиональное юридическое сопровождение клиента в отношении его прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности на территории РФ и за рубежом. Отслеживать соблюдение имеющихся прав в первую очередь должны сами владельцы этих прав. Ведь, построив дом, вы ставите забор, устанавливаете замки на двери, то есть соблюдаете меры предосторожности от несанкционированного проникновения к вам. То же самое нужно делать и в отношении ваших прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности и, кроме того, своевременно выявлять подделки вашей продукции самим и привлекать соответствующие государственные органы. Со своей стороны, мы помогаем нашим клиентам в выявлении фактов нарушения их прав. Сами понимаете, профессионалам гораздо лучше видно контрафактную продукцию.
- Какие нарушения встречаются чаще всего?
- Как правило, это несущественные изменения запатентованного технологического процесса, использование схожих элементов товарного знака. Например, среди продукции французской фирмы "Бондюэль" выявляется до 15 процентов контрафакта. Были случаи, когда эмблема пива "Балтика" появлялась на пачках сигарет и водочных этикетках. Таких примеров, когда новая, никому не известная фирма хочет заявить о себе за счет чужой популярности, множество. Есть такие дела и в Краснодарском крае. Обычно подобные разбирательства тянутся годами. Поэтому к защите интеллектуальной собственности следует подходить, может быть, даже более серьезно, чем к охране материального имущества: утратить ее легко, а оградить от незаконного использования довольно сложно. Но, тем не менее, можно.
- Чем обусловлено Ваше участие в инвестиционном форуме "Кубань- 2003"?
- Мы полагаем, что сегодня для нашей страны большую значимость приобретает такой вид инвестиций, как новые технологии. В более широком смысле это интеллектуальная собственность, которая сопровождает процесс прихода любой компании в новый регион. Именно с этого начинаются взаимоотношения с местным бизнесом и органами власти. Понятно, что самый простой вид инвестиций - получить кредит, а более сложный - создать совместное предприятие. Здесь уже речь идет как раз о передаче каких-либо знаний, технологий, "ноу-хау", приемов управления, организации сервиса и т.д. Сегодня без этого невозможно представить успешного закрепления на рынке, продвижения продукции. Организаторы форума поддержали нашу идею "круглого стола" на тему "Интеллектуальная собственность в экономике предприятия", которая особенно актуальна накануне вступления страны в ВТО. Ведь соблюдение международных правовых норм по защите интеллектуальной собственности - это обязательное условие вступления.
Краснодарский край - один из самых перспективных регионов России. Здесь огромный экономический и научно-технический потенциал. В Краснодаре работает филиал нашей фирмы. Десятки предприятий уже стали его постоянными клиентами. Недавно специалисты филиала были включены в краевой экспертный совет по инновационной деятельности. Каждое "ноу-хау" нуждается в профессиональной инвентаризации и юридическом сопровождении. Правильно оформленный объект интеллектуальной деятельности многократно повышает балансовую стоимость предприятия, дает преимущества перед конкурентами, повышает прибыльность, дает определенные налоговые льготы. Многие уже начали это понимать.
Беседовала Светлана Никифорова
|