Все новости от 25 июля 2004 г. Создатель МР3 возвращается с 3D-звуком
Один из изобретателей аудиоформата МР3 предложил новую технологию, которая, как он надеется, революционизирует аудио, создавая сверхреалистичный звук в кинотеатрах, тематических парках, а со временем и в гостиных.
На этой неделе Карлхайнц Бранденбург, директор Института медиатехнологий Фраунгофера, и его коллеги продемонстрировали в Лос-Анджелесе представителям голливудских студий и таких гигантов, как Disney, новую технологию Iosono. Бранденбург известен важной работой, которая привела к созданию формата МР3, тоже разработанного в Институте Фраунгофера.
Новый продукт производит истинный «трехмерный звук», способный, например, создать впечатление, что лошадь скачет по центральному проходу зрительного зала, или что выстрелы раздаются за стенами кинотеатра. Лучшие из существующих колонок surround sound позволяют приблизиться к этому только в небольшой «зоне наилучшего восприятия» шириной, быть может, в несколько футов, тогда как система Iosono создает иллюзию реальности для всего зала.
«Это заветная мечта — объемный звук, производящий впечатление, что вы находитесь в другом месте, — сказал Бранденбург в интервью. — ПК стали достаточно быстродействующими, чтобы производить необходимые вычисления в реальном времени. Десять лет назад это было неосуществимо».
Проект являет собой заметный рывок в развитии метода записи звука, который мало изменился с тех пор, как Томас Эдиссон экспериментировал с фонографом в 70-е годы XIX века. Как запись видео полностью трансформировалась с появлением цифровых камер и микропроцессоров, так и запись и воспроизведение звука будут преображены последним поколением ПК и процессоров.
Техника усиления звука много лет оставалась практически неизменной. Звуковые волны преобразуются в электронные импульсы, которые в конечном счете вновь становятся звуковыми волнами в динамиках. В начале 30-х годов был запатентован «стереофонический» метод записи звука, когда два источника звука создают иллюзию объемности.
Современные стереосистемы представляют собой усовершенствование этого метода. Звук расщепляется на «каналы» для разных динамиков, и для создания впечатления погружения на него накладываются такие эффекты, как эхо или реверберация.
Однако условием срабатывания большинства из этих аналитических приемов является то, что идеальный слушатель находится точно в центре между колонками, где сходятся звуковые волны.
«Многие разработки в этой области сводились к точной настройке частотной характеристики и грубой силе, — говорит Дэвид Стамп, кинооператор и художник по визуальным эффектам, лауреат премии киноакадемии, присутствовавший на демонстрации новой технологии. — Технология Iosono отличается тем, что она интеллектуально анализирует, из чего состоит звук и как он достигает вашего слуха, и использует эти результаты совершенно иначе».
Эффект ряби
Звук распространяется волнами, напоминающими волны на поверхности пруда, расходящиеся от брошенного камня. Звук оживленного перекрестка сложен и многообразен, как если бы в пруд бросили одновременно горсть мелкой гальки.
Бранденберг и его команда намерены создать аудиоверсию такой ряби на поверхности пруда, в который бросают гальку.
Для этого они используют много мелких динамиков — их количество может достигать 300 или 400. Сложный алгоритм в точности имитирует те звуковые волны, которые образовались бы в зале, если бы, скажем, лошадь проскакала по центральному проходу.
Затем каждый из этих динамиков воспроизводит малую часть звуковых волн, так что в целом создается полная виртуальная «картина» звуков, наполняющих зал.
«Это очень впечатляет, — говорит инженер звукозаписи видеопроизводственной компании Todd-AO Стэнли Джонстон, которого попросили помочь в проведении демонстрации в Лос-Анджелесе. — Звукорежиссер и дизайнер по звуку получают в свое распоряжение весь зал для игры со звуком на таком уровне, которого мы никогда не знали».
Такой звук относительно легко микшировать. Разработчики создали консоль, которая позволяет инженеру по звуку при помощи светового пера указывать, откуда должен исходить звук, и программа производит соответствующие вычисления. Декодер в кинотеатре или в другом конечном месте преобразует все это в звуки с учетом размера и формы помещения.
Конечно, это недешево, и данная технология вряд ли скоро появится в ближайшем мультиплексе. Лицензию на саму технологию Институт Фраунгофера предлагает за 10-15 тыс. $. Но еще нужна мощная вычислительная техника, а также чрезвычайно дорогой (пока) массив из динамиков, опоясывающий помещение.
Бранденберг считает, что в первую очередь технология найдет применение в тематических парках и других особых местах, а позднее дойдет и до кинотеатров и любителей домашнего кино.
«Сейчас это по карману лишь тем, кто может себе позволить домашний кинотеатр по цене хорошего дома, — говорит Бранденберг. — Но я думаю, что со временем эта технология появится везде, где есть возможность приобрести нечто большее, чем несколько колонок».
Однако на сегодняшний день мы имеем дело с проблемой курицы и яйца. Пока не появятся залы, поддерживающие данную технологию, звукорежиссерам нет большого смысла покупать такую аппаратуру и работать с ней. А пока нет фильмов в новом формате, кинотеатрам нет причин тратиться на переоснащение — особенно когда они производят дорогостоящую модернизацию проекционных систем, заменяя их цифровыми.
Но те, кто присутствовал на демонстрации Iosono, говорят, что это лишь дело времени.
«Если технология оказывается стоящей, проблемы практической реализации и финансирования решаются как-то сами собой», — уверяет Стамп. В продолжение темы:
|