Все новости от 19 августа 2004 г. Смогут ли Глейзер и Джобс прийти к гармонии?
CEO RealNetworks Роб Глейзер прожил в интернет-бизнесе дольше многих других, главным образом потому, что доставал кроликов из шляпы, когда конкуренты меньше всего этого ожидали.
Последний сюрприз Глейзер преподнес несколько недель назад, когда RealNetworks объявила, что она нашла способ воссоздать запатентованную Apple Computer технологию управления цифровыми правами — без разрешения Apple. Это позволило RealNetworks начать продавать в своем музыкальном магазине песни, которые можно проигрывать на сверхпопулярном устройстве Apple iPod, что недоступно больше ни одному магазину, кроме iTunes.
Apple не стушевалась и пригрозила судебным иском и ликвидацией новоиспеченной совместимости RealNetworks с iPod, однако Глейзер не унимается.
По его словам, положительный эффект от бизнеса цифровой музыки достижим лишь тогда, когда покупатели могут проигрывать песни на любом устройстве — как в мире CD. Существующая раздробленность, когда песни, купленные в одном магазине, воспроизводятся только на устройствах определенной марки, — бессмыслица.
Пока борьба компании за «свободу выбора» — слоган начавшейся во вторник маркетинговой кампании — не обратилась в рост продаж. Однако уполовинивание цен в магазине RealNetworks, призванное привлечь внимание к новой технологии Harmony, может изменить эту ситуацию.
В понедельник вечером мы побеседовали с Глейзером о планах компании в отношении этого розеттского камня цифровой музыки и о его (Глейзера) взаимоотношениях со своим оппонентом из Apple Стивом Джобсом.
Вопрос: Отвечает ли проект Harmony вашим ожиданиям?
Ответ: Нет, он намного превзошел их. Мы приняли решение о создании Harmony в начале года. На самом деле этот проект восходит к некоторым более ранним работам, так что у нас уже был положительный опыт по созданию технологии совместимости.
Вы имеете в виду технологию Microsoft и серверы streaming media?
Именно. Мы создали универсальный сервер, распространяющий все основные форматы, включая форматы Windows Media. Он оказал положительное влияние на рынок, и мы приобрели опыт в области разработки технологии совместимости подобного рода. Эта традиция идет от Compaq, и на самом деле даже Microsoft делала нечто подобное.
И мы решили, что возникла новая реальная проблема, и вместо того, чтобы просто вступить в войну форматов, лучше попытаться подняться над этим. Технические оказалось очень трудно гарантировать, что это будет работать и не покажется покупателям каким-то научным экспериментом. Но наша команда отлично потрудилась и создала формат, который функционирует даже более гладко, прозрачно и быстро, чем мы ожидали.
Затем, когда пришло время выносить результат на публику, мы подумали: «Хорошо, потребителям он понравится». Но это не так просто продемонстрировать, так как он ничего не делает, кроме того, что просто работает. А люди и так уже могут проигрывать музыку на своих iPod’ах, своих Rio и своих Palm’ах. Они не могут лишь воспроизводить музыку, купленную однажды, на всех трех устройствах. Когда мы объяснили, в чем заключалась проблема, это встретили с одобрением.
Затем, через пару дней, когда Apple отреагировала, как я считаю, истерически, это привлекло еще большее внимание.
Мы тут подружились с сатириком Элом Фрэнкеном. Он написал книгу и назвал ее «Ложь и лжецы, которые ее рассказывают», и я почувствовал, что Apple Computer в данном случае играет такую же роль, какую в этой книге сыграл Билл О’Рейли.
Еще в апреле вы пытались спрашивать у Джобса, не хочет ли он продать лицензии на FairPlay и iPod. Но ведь проект Harmony в то время уже шел полным ходом?
Конечно. Мы пришли к выводу, что у нас есть все технические предпосылки, и что мы сможем сделать нечто очень хорошее. Еще оставалось нанести лоск и добавить пользовательский интерфейс, и еще не все было до конца отлажено, но когда я контактировал со Стивом, у нас было все на мази — а он тогда решил стать нашим Биллом О’Рейли.
Уже в то время мы держали порох сухим. Нас спрашивали: «Г-н Глейзер, не могли бы вы объяснить, зачем вы направили г-ну Джобсу это сообщение» и мы отвечали, что по нашему мнению совместимость это хорошо. Тогда нас спрашивали: «А что вы станете делать теперь, когда он вам отказал?». И я отвечал: «Что ж, мы пишем одну программу, и теперь нам просто придется ее усовершенствовать».
Всякий раз, когда вы оказываетесь в той или иной ситуации, нужно иметь хороший план «А» и хороший план «В». На протяжении всей этой истории мы соблюдали это правило.
В тот раз Джобс передал вашу просьбу прессе. Вообще-то в бизнесе это не принято. По-вашему, игра была честной (fair play) ?
Нет, FairPlay это всего лишь его [ПО] DRM (Digital Rights Management).
Видите ли, Стив парень своеобразный. Когда ведешь с ним какие-нибудь дела или работаешь, это нужно учитывать. У меня не было никаких личных побуждений. Я считаю, что мы делаем нечто, что важно для заказчиков. Прессу интересуют личные отношения, но реальность такова, что мы должны действовать, исходя из интересов заказчиков. Мы считали, что поступаем в традициях хорошо продуманных решений вроде совместимости компьютеров, предложенной Compaq.
У Apple уже был опыт, когда ее захлестнуло волной совместимости; как тогда, так и теперь было трудно предсказать, как они отреагируют, если волна совместимости нахлынет и накроет их. Конечно, когда это происходит, динамика меняется. Но мы считаем, что Apple делает действительно инновационную работу. И если в следующем поколении iPod они сохранят этот инновационный запал, они получат очень успешный бизнес на долгое время.
Мы считаем, что делаем благо для потребителей и для отрасли, и для Apple это тоже может оказаться благом. Все равно в конечном счете к этому придут.
Ваша кампания «Свобода выбора» провозглашает то, чего просили и фирмы звукозаписи, и потребители — совместимость цифровой музыки. Но в интересах ли Real, что все остальные тоже получат преимущество совместимости?
Вы хотите сказать, что со временем все станет совместимым со всем. Хорошо ли это для нас? Конечно, ведь это означает большой рынок. Мы считаем, что постепенный переход отрасли от продаж физической музыки на $30 млрд к такому же объему цифрового бизнеса открывает огромные возможности.
По нашему мнению, мы много выиграем от свободы выбора. Это не означает, что мы придем к монополии в этом бизнесе, так как не считаем это естественным для него. У Yahoo нет монополии в части порталов, но у них самый большой бизнес в мире. У Amazon нет монополии в торговле физическими товарами в интернете, но у них огромный бизнес. По нашему мнению, на быстро растущем рынке можно иметь очень хороший бизнес, даже если у вас нет монополии.
Вы по-прежнему ориентированы на постепенное усиление роли модели подписки?
Мы все еще думаем, что со временем большинство заказчиков станет подписчиками. В долгосрочном плане мы намерены готовиться к обслуживанию максимальной базы подписчиков.
С Harmony у нас есть две возможности. Это оригинальная и лучшая в своем роде технология. Мы будем лицензировать ее другим, но на таких условиях, что в случае ее использования нам будут платить небольшую плату, которая умножается на все количество песен, так что получится очень хорошо.
Если же ее никто не станет использовать и окажется, что на год или два технология Harmony останется только у нас, мы получим еще и то преимущество, что нас будут считать самым лучшим, надежным и прочее поставщиком, так как мы занимаемся этим дольше других.
В обоих случаях у нас есть конкурентные преимущества, поэтому мы станем больше, чем раньше, напирать на продажу (отдельных) треков, а не на подписку. Но, в конце концов, я думаю, мы сосредоточим максимум внимания на подписке. Мы добились убедительного успеха с Rhapsody. Не только по числу подписчиков, но и по их активности и реакции, которую мы от них получаем. Вот почему я считаю, что это вопрос не или-или, а и-и.
Но мы будем следовать за потребителями. Мы будем учиться.
Вы уже ведете переговоры о лицензировании Harmony?
Я бы сказал, предварительные переговоры. Мы представили Harmony всего три недели назад, и только что выпустили RealPlayer с Harmony в виде потребительского продукта, так что все переговоры, которые мы ведем, находятся на самой ранней стадии.
Считаете ли вы возможным проделать подобный трюк с Sony? Или, может быть, вы договариваетесь о лицензировании их DRM?
Мы поддерживаем (музыкальный формат Sony) ATRAC. В прошлом мы обеспечивали совместимость по нешифрованной музыке с устройствами на базе OpenMG, то есть Sony DRM, и отлично можем повторить это в будущем.
Сегодня аппаратура Sony не оказывает особого влияния на этот рынок. У них остаются некоторые существенные ограничения, такие как отсутствие естественного воспроизведения МР3. Поэтому бедный потребитель должен перекодировать все свои записи МР3 для этих устройств, а это путь назад.
Мы считаем Sony замечательной компанией и поддерживаем с ней хорошие отношения по многим направлениям, и я не хотел бы их испортить. Охватив устройства Helix, и Windows Media, и FairPlay или iTunes, мы и так покрываем 90% существующих защищенных устройств.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|