Все новости от 8 декабря 2004 г. О пользе корпоративной культуры
Существенную часть рекламной электронной рассылки составляют приглашения на различные конференции, курсы, семинары и тренинги. Наиболее любопытна здесь тема корпоративной культуры (КК). Менеджеры, обладающие целым списком титулов, преподаватели гуманитарных вузов со степенями, а также "международные тренеры-консультанты" наперебой предлагают (за приличные деньги) руководителям предприятий и подразделений свои услуги по разъяснению того, почему КК служит важным инструментом управления, повышения производительности труда, получения прибыли и достижения победы в конкурентной борьбе.
Более того, оказывается, что отсутствие КК прямо ведет к краху организации. Использование массы терминов типа "корпоративная диагностика", "уровень позитивности коммуникации в компании", "фокус-группы", "морфологический ящик" и т. п. создает у непрофессионала смешанное ощущение тонкости и некоторой болезненности затрагиваемой субстанции.
Надо отметить, что понятия корпоративного климата и культуры разделяются, причем климат предполагается изначально существующим, а культура, как правило, требует формирования и развития. Вопрос о том, наличествует ли вообще КК в российских корпорациях, остается, несмотря на все разъяснения, не до конца ясным. Понятно только, что если хотя бы четверть того, что излагают специалисты по КК, является правдой, то российское правительство делает трагическую ошибку, пытаясь поднять экономику административными методами вместо того, чтобы навалиться на формирование корпоративной культуры.
Можно констатировать, что именно спам заставил многих ИТ-специалистов (ИТСов), размышляющих о корпоративной культуре не чаще, чем о сельском хозяйстве, впервые осознать взаимосвязь КК и ИТ, попытаться понять, ощущают ли они в себе корпоративный дух. Ценность обобщения такого рода раздумий состоит в том, что если внедрение КК удобнее осуществлять сверху, то оценить ее уровень в любой компании правильнее снизу, ибо, как показывает практика, чем выше пост должностного лица, тем менее он представляет себе реальные настроения персонала.
|