Все новости от 24 декабря 2004 г. Роболёты огибают препятствия и друг друга
В Калифорнийском университете экспериментируют с технологией, которая в идеале позволит вертолетам летать без пилота.
В начале этого месяца проект Berkeley Aerial Robot (BEAR) прошел важный рубеж: модель вертолета весом около 60 кг впервые успешно выполнила полет по курсу, на котором встречались случайные препятствия, не нанесенные на карту полета.
Проект, частично финансируемый Управлением перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ (DARPA), является частью более крупного проекта по созданию роботов, способных действовать в слишком опасных или труднопроходимых местах.
Например, компании John Deere и iRobot работают над автономными наземными средствами передвижения, которые смогут доставлять боеприпасы солдатам во время боя. В будущем году сухопутные войска США поставят на вооружение робокар, снабженный пулеметом, — он может двигаться сам, но пулеметом будет управлять человек.
Хотя большую часть исследований спонсируют военные, эти средства передвижения могут применяться и для доставки медикаментов, телефонов или продуктов пострадавшим от природных катастроф или завалов в шахтах.
В последних испытаниях ставилась задача проверки лазерной системы огибания препятствий, которая действовала на малых высотах в условиях «городского каньона». В одном из полетов вертолет пролетел сквозь сеть из перетяжек высотой 3 м. Эти препятствия были нанесены на бортовую карту вертолета, но машина сама решала, как их огибать.
В другой раз расположение перетяжек на карте указано не было, но машина все равно справилась с задачей. Информацию о новых препятствиях следящая лазерная система передает в систему навигации вертолета, которая затем принимает меры к решению проблемы.
В прошлом году сотрудники BEAR пускали два вертолета друг на друга, играя в game of chicken. «Они летели навстречу друг дружке, обнаруживали препятствие и меняли курс», — рассказывает представитель Беркли.
Разные учреждения проводят эксперименты как с автономными вертолетами, так и с самолетами. Каждый вид летательных аппаратов имеет свои преимущества и недостатки. Вертолеты могут взлетать без разбега, однако среда, в которой они используются, требует применения более точной системы навигации.
«UAV (непилотируемые летательные аппараты) с неподвижными крыльями допускают применение менее точных алгоритмов управления, так как если что-то пошло не так, они могут какое-то время планировать, — говорится в заявлении профессора Беркли по электротехнике Шанкара Састри. — Зато вертолеты по своей природе нестабильны, поэтому сигналы управления должны быть точными и поступать быстро, чтобы предотвратить падение аппарата».
Система огибания препятствий, испытанная в этом месяце, основана на лазерах, но в будущем ученые намерены подналечь на системы компьютерного видения. В таких системах цифровые изображения вводятся в бортовой компьютер, который, используя искусственный интеллект, пытается проложить безопасный курс. Потенциально компьютерное зрение, хотя это и более сложная система, должно работать лучше, так как оно дает информацию о структуре или характере поверхности, на которую нужно садиться.
Проект BEAR начат в 1996 году и уже несколько лет получает финансирование от DARPA.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|