Все новости от 27 апреля 2005 г. Эволюция интересов разработчиков ПО (PCWeek/RE № 12, с. 16)
Ассоциация независимых разработчиков ПО (Independent Software Developers Forum, ISDEF), созданная в 2002 г. по инициативе и при активном участии Интернет-супермаркета “Софткей” и насчитывающая ныне 265 членов (примерно половина из них — юридическе лица) из 125 городов, решила, что только осенними открытыми конференциями, с нарастанием масштабности проводившимися в 2002 г. (PC Week/RE, № 40/2002, с. 28), 2003-м (PC Week/RE, № 41/2003, с. 32) и 2004-м (PC Week/RE, № 36/2004, с. 2), уже не обойтись. Рынок ПО развивается всё динамичнее, и возникающие вопросы надо решать более оперативно.
Поэтому в дополнение к многодневным осенним конференциям (в 2002 г. это мероприятие собрало около 300 специалистов из 50 городов, в 2003-м — более 350 из ста с лишним городов, а в 2004-м — примерно 500 из 124 городов) было решено проводить однодневные весенние, менее масштабные, но посвященные самым животрепещущим темам.
Первая конференция такого рода состоялась 25 марта в Москве и вызвала интерес 174 специалистов из 50 с лишним городов. Причем не только членов ISDEF (они составляли лишь половину аудитории), но и всех, кому тематика мероприятия показалась интересной. Разумеется, членам ISDEF, принявшим участие в работе конференции, предоставлялись определённые скидки.
Интересный факт: чтобы стать членом ISDEF, одного согласия с уставом этого некоммерческого партнёрства мало. Необходимо представить руководящему органу ассоциации рекомендации двух её действительных членов. По словам председателя правления ISDEF Дмитрия Курашева, сделано это для того, чтобы в ассоциацию не попадали юридические и физические лица, замеченные в неэтичном поведении на рынке ПО, например плагиате на уровне идей или прямом нарушении авторских прав. Членские взносы в ISDEF (100 долл. в год) можно считать символическими — они равны для всех её членов и не менялись с момента рождения ассоциации.
Дмитрий Курашев и Феликс Мучник (слева) считают, что отечественные разработчики тиражного ПО ещё недостаточно организованы
|
Дмитрий Курашев отмечает, что 95% членов ISDEF являются разработчиками тиражного потребительского или корпоративного ПО, а оставшиеся 5% приходятся на бизнес-консультантов, распространителей ПО и некоторые другие структуры, связанные с ИТ-индустрией. Компаний, занимающихся офшорным программированием, в ISDEF нет — они группируются в рамках других структур, например ассоциации РУССОФТ. Крупные разработчики ПО, имена которых у всех на слуху, хотя и не вступают в ISDEF, но активно делятся своим опытом на её мероприятиях. Впрочем, как утверждает г-н Курашев, членами ассоциации уже выразили желание стать такие известные киты, как ABBYY, PROMT и “Лаборатория Касперского”.
А сколько всего в нашей стране независимых разработчиков ПО? Вот что говорит по этому поводу генеральный директор ЗАО “Софткей” Феликс Мучник: “Посетителям нашего сайта мы предлагаем программы примерно 800 поставщиков. Но независимых разработчиков ПО в России конечно же гораздо больше. По нашим оценкам, их около 5000 (для сравнения: в Польше — 3000). Некоторые из них всё ещё продолжают, что называется, “вариться в собственном соку”, но общее стремление “сбиться в стаю”, интенсивно обмениваться новостями и сообща отстаивать свои интересы выражено достаточно четко. Судите сами: в 2002 г. членами ISDEF были 50 компаний и частных лиц, в 2003-м — свыше ста, а в 2004-м — более двухсот”.
Не следует думать, что активисты ISDEF общаются между собой лишь во время очных встреч. Не менее бурная жизнь кипит между конференциями в закрытой части сайта ISDEF — на форумах различной тематической направленности ежедневно фиксируется до сотни сообщений и высказываний. Тем не менее необходимы и личные встречи, на которых можно вживую пообщаться с профессионалами, не являющимися завсегдатаями тех или иных разработческих чатов.
О чём же шла речь на конференции ISDEF’2005 Spring? Общее представление об этом дает перечень основных докладов и круглых столов. Вот он:
- построение конвейера продаж на базе CRM-систем;
- ключевые правовые вопросы построения дистрибьюторской сети;
- партнёрские программы Microsoft;
- продвижения ПО в России. Офлайн- и онлайн-каналы — их развитие и взаимодействие в ближайшие годы;
- текущая политика и перспективы развития OEM-рынка ПО в России (взгляд “К-Системс”, производителя ПК);
- OEM-сотрудничество “Лаборатории Касперского” с производителями компьютерного оборудования;
- проблемы издания программ российских разработчиков;
- опыт фирмы “1С” в сфере паблишинга продуктов российских авторов;
- построение дистрибьюторской сети в России, с точки зрения Abbyy Software House, производителя ПО;
- опыт продвижения ПО на отечественных и зарубежных выставках;
- национальные рынки ПО (на примере Украины, Польши, Италии, Франции, Испании и других стран).
Ключевая же тема ISDEF’2005 Spring, в качестве спонсоров которой выступили такие общепризнанные эксперты в области электронной коммерции, как Digital River и “Софткей”, была обозначена так: “Организация каналов продаж в софтверных компаниях”. Для сравнения: главной темой ISDEF’ 2004 был маркетинг ПО, ISDEF’2003 — организация работы небольшой компании, а ISDEF’2002 — защита авторских прав и вопросы о том, как лучше прописать себя в различных каталогах и поисковых системах.
Вот что говорит об эволюции интересов независимых разработчиков ПО Дмитрий Курашев: “Да, именно темы улучшения качества бизнеса кажутся членам ISDEF в настоящее время наиболее актуальными. Они учатся бизнесу как у старших товарищей, так и друг у друга. Раньше многих волновали проблемы минимизации затрат. Теперь же возникают такие вопросы: как управлять сложным проектом, как правильно показать свои достижения на выставках, как правильно организовать рекламную кампанию в прессе, как правильно вести партнерскую сеть и продавать свои продукты в той или иной стране? Не исключено, что в дальнейшем станет актуальной тема открытия зарубежных представительств”.
А вот слова Феликса Мучника: “Раньше для многих членов ISDEF создание софта была скорее хобби, чем бизнесом. Теперь они относятся к своей работе гораздо серьёзнее. Необходимость разделения труда (не может же один человек одинаково хорошо исследовать потребности рынка, а также заниматься разработкой, маркетингом, организацией продаж, защитой авторских прав и т. д.) привела к тому, что индивидуалы организовали свои компании. В связи с расширением бизнеса небольшие компании переросли в средние, а средние — в крупные. Инструментальная секция, на которой обсуждались чисто программистские проблемы, была лишь на ISDEF’2002. Теперь же членов ассоциации больше волнуют проблемы продвижения своего софта на зарубежный рынок ПО, более ёмкий по сравнению с отечественным”.
Дмитрий Дубограев: “Всем необходимо знать, что в случае судебных разбирательств устные договорённости во внимание не принимаются!”
|
И действительно, огромный интерес у участников ISDEF’2005 Spring вызвало выступление президента консалтинговой компании International Legal Counsels PC Дмитрия Дубограева, посвящённое проблемам продвижения тиражного ПО на внутреннем и зарубежных рынках. Он дал множество практических рекомендаций. Что неудивительно: среди клиентов International Legal Counsels PC (эта компания со штаб-квартирой в Вашингтоне и офисами в Париже и Москве изначально была задумана как международная адвокатская фирма, объединяющая компетентных юристов с разносторонней и взаимодополняющей специализацией и экспертными знаниями в различных областях права) насчитывается около 60 отечественных софтверных компаний.
Взять, например, такие вопросы: “Как разработчику ПО правильно заключить договор с издателем? Давать ему права на эксклюзивное распространение своей программы или не давать?” Похоже, что лишь в случае эксклюзивных прав издатель готов вложить серьёзные суммы в раскрутку и продвижение того или иного продукта. Если же автор программы не хочет давать кому-либо эксклюзив на распространение своего любимого и, как он считает, исключительно перспективного детища, то он сам должен потратиться на анализ рынка и рекламу. Однако не всё так просто. Как отмечает г-н Дубограев, эксклюзив эксклюзиву рознь. Во-первых, его (эксклюзив) можно ограничить пространственными или временными рамками. А во-вторых, заключая неэксклюзивное соглашение, можно предупредить издателя или дистрибьютора, что в дальнейшем, в случае заключения эксклюзивных соглашений с третьим лицом на определённую территорию, эти самые территории из сферы его влияния будут исключены. Есть и множество других нюансов.
Говоря о взаимодействии офлайн- и онлайн-каналов продвижения ПО в России, участники конференции пришли к выводу, что эти каналы скорее помогают друг другу, чем мешают. Ведь, c одной стороны, не у каждого есть доступ к Сети, а с другой — еще немало регионов, где офлайн-магазины ПО просто-напросто отсутствуют. Также нет антагонизма между дешёвыми jewel-версиями программ и их более дорогими коробочными вариантами. Первые способствуют повышению известности продукта, а вторые — обеспечивают его финансовый успех.
Естественно, всех разработчиков софта волнует ёмкость российского рынка ПО. К сожалению, серьёзным исследованием этого рынка никто не занимается. Крупные вендоры объёмы своих продаж в России не разглашают. Держат в секрете эти данные и члены ISDEF. Поэтому можно говорить лишь об экспертных оценках. Например, Феликс Мучник считает, что в минувшем году ёмкость российского рынка ПО, продаваемого через розничные и электронные каналы (если не учитывать продажи продуктов Microsoft, а также игр и антивирусов), составила всего 15—20 млн. долл. В то же время некоторые участники ISDEF’2004 Spring утверждают, что одних только компьютерных игр (включая пиратские) в минувшем году в нашей стране было продано примерно на 250 млн. долл. С чем все согласны, так это с тем, что зарубежный рынок ПО многократно больше российского. Именно поэтому все стремятся на него выйти. Но как? Один из путей — раскрутка своих продуктов через хорошо известные Интернет-салоны (так, клиентов Softkey.ru можно найти в 45 странах), другой — участие в зарубежных выставках. Сначала — на коллективных стендах, а затем — на персональных. Именно поэтому в будущем году ISDEF планирует организовать собственный коллективный стенд на СeBIT’2006. Предполагается, что на нём свою продукцию представят 5—10 членов ассоциации.
|