Все новости от 27 апреля 2005 г. Интеллектуальные услуги в телефонных сетях (PCWeek/RE № 12, с. 23)
Компания CompTek провела в конце марта вторую конференцию, посвященную дополнительным услугам (Value Added Services, VAS) в телефонных сетях. Год тому назад первая конференция называлась “Интеллектуальные услуги в сетях SS7” и была посвящена главным образом техническим решениям для предоставления VAS, а на этот раз основное внимание было уделено вопросам организации, содержания (контента, преимущественно мобильного) и бизнеса VAS. Соответственно название конференции изменилось и звучало “Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Мобильный контент. Технологии и бизнес”.
Конференция собрала компании самого разного масштаба и уровня — как уже занявшие устойчивые ниши на рынке мобильного контента, так и делающие первые шаги в этой и смежных областях. Общее число участников по сравнению с прошлым годом выросло более чем в вдвое и составило около 200 человек.
Дмитрий Чурбанов: “Дополнительные услуги нужны и для выживания фиксированных операторов
|
Подобно другим конференциям CompTek, вначале свой взгляд на этот сектор телекоммуникационного рынка представили ее собственные специалисты. Игорь Чиж, возглавляющий в компании направление “Компьютерная телефония”, отметил, что первые дополнительные услуги в телефонных сетях появились в 1996 г., когда ММТ начала выпуск предоплаченных карточек для междугородной связи. Затем “карточный” бизнес стремительно набрал популярность среди операторов традиционной и IP-телефонии, а также стал внедряться в мобильную связь — сначала для предоплаты разговоров, а потом и для оплаты дополнительных услуг, начиная с передачи коротких сообщений и кончая мультимедийными сообщениями ММS, определением местоположения объектов и другими новыми сервисами.
Сейчас, по мнению г-на Чижа, такие услуги дают до 10—15% доходов некоторых сотовых операторов. Постепенно рынок VAS структурируется, и если сначала сами операторы пытались предлагать контент-услуги, то теперь они предпочитают пользоваться сервисами контент-провайдеров. Специализация пошла дальше — появились разработчики оборудования и решений для предоставления VAS, а также компании-агрегаторы. Возникли новые бизнес-модели взаимодействия различных игроков этого рынка.
Анализируя рынок мобильного контента, эксперт компании “Прайм-Консалт” Маргарита Зобнина привела данные, согласно которым мобильный контент обеспечивает 5,6% доходов на российском рынке сотовой связи и в абсолютных цифрах принес операторам сотовой связи в 2004 г. более 300 млн. долл. (рост в три раза по сравнению с 2003 г., на 2005-й прогнозируется рост до 550—600 млн. долл.). При этом доход на одного абонента (ARPU) в течение 2001—2004 гг. снизился с 38 до 14 долл./мес, а доля VAS в нем выросла за это время с 5 до 12%.
Свыше половины доходов от VAS (53%) дает загрузка мелодий и логотипов, еще около 40% в равных долях делят информационные услуги, медиаконтент и услуги общения. И наконец, около 6% приносят игры для мобильных телефонов. Увеличивается количество контент-провайдеров, происходит укрупнение игроков, в этот сектор рынка приходят зарубежные компании, услуги становятся более разнообразными и технологически насыщенными, а барьеры входа в отрасль — все более высокими.
Хотя рынок и взрослеет, по-прежнему остаются непроработанными многие вопросы взаимодействия контент-провайдеров и сотовых операторов. Например, даже в пределах “большой тройки” получение коротких номеров для предоставления дополнительных услуг происходит по совершенно различным процедурам, унифицировать которые сотовые операторы пока не хотят. А это, естественно, тормозит внедрение VAS и снижает удобства для пользователей.
Впрочем, на конференции речь шла не только о мобильных сетях. Как отметил Дмитрий Чурбанов из Alcatel, дополнительные услуги нужны и для выживания операторов фиксированных сетей, особенно в связи с перетоком абонентов в мобильные сети и введением повременной оплаты. Так, в Кемерове после введения “повременки” абоненты стали звонить намного меньше и доходы оператора местной связи значительно упали. Ситуацию смогли поправить только дополнительные услуги. Кроме того, проблема с оплатой дополнительных услуг в фиксированных сетях в нашей стране пока не решена на законодательном уровне (т. е. оператор не имеет права отключить телефон за неоплату абонентом дополнительных услуг), в связи с чем собираемость денег за такие услуги составляет около 70%.
Тем не менее, несмотря на многочисленные сложности, рынок дополнительных услуг развивается, поскольку только благодаря им телекоммуникационые операторы смогут сохранить и увеличить свои доходы после стадии экстенсивного роста и насыщения рынка основными услугами.
|