Все новости от 28 апреля 2005 г. Система образования: очередной консилиум
22 апреля в рамках 9-го Российского образовательного форума состоялась Всероссийская конференция “О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ.
Взаимодействие системы образования и мира труда”. Открыл ее доклад директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаака Калины на тему “Приоритетные направления государственной политики в сфере образования и меры их реализации”.
По мнению докладчика, главная проблема современного российского образования состоит в слабом взаимодействии между отдельными элементами образовательного процесса и экономической сферой. Даже увеличение финансирования не всегда ведет к повышению качества образования.
Образование перестало быть целостной системой, на него влияет развитие промышленности, профессиональные сообщества, бизнес. При этом содержание образования не отвечает требованиям общества и быстро развивающейся экономики.
На сегодняшний день российское образование не решает кадровую проблему, недостаточно способствует формированию современного мировоззрения. Образовательные технологии не успевают за изменениями в науке и обществе. Слабы и межпредметные связи. И. Калина рассказал о возможных решениях этих проблем с точки зрения Министерства образования и науки России.
Первоочередной задачей является, на его взгляд, обеспечение непрерывности образовательного процесса, повышение качества и доступности образования, превращение его в отрасль, привлекательную для инвестиций.
По мнению Калины, непрерывность образования можно обеспечить путем создания механизма общенациональной системы оценки качества, в частности общественной аккредитации образовательных программ и присвоения квалификации самим профессиональным сообществом.
Кроме того, должны быть пересмотрены критерии определения статуса вузов. Вуз, претендующий на звание общенационального университета, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования.
Критерии оценки деятельности вузов должны быть прозрачными и выдвигаться профессионалами. Планируется также создание сети общенациональных университетов, где будет сконцентрирован лучший научно-образовательный потенциал страны.
Чтобы сфера образования стала привлекательной для инвесторов, нужно сделать его финансовую деятельность абсолютно прозрачной. К тому же образование должно финансироваться из разных источников. Как выразился И. Калина, переход на нормативно-подушевую схему финансовой деятельности учреждений образования позволит реализовать принцип “деньги следуют за учащимся” и будет способствовать развитию конкуренции в образовательной среде.
Финансирование программ развития образования привлечет субсидии на подготовку специалистов для решения государственных задач, а развитие системы кредитования сделает образование доступным для большей части населения.
“Качество образования проверяется не правильностью ответов ученика на уроке, а его… умением в дальнейшем добиться признания, стать успешным в жизни”, — сказал И. Калина. Глава департамента также подчеркнул, что приоритетные направления развития образования нельзя рассматривать в отрыве от Концепции модернизации российского образования. Хотя со времени начала модернизации сделано довольно много, далеко не все начинания системы эффективны.
Так, компьютеризация еще не переросла в новые технологии образования, и ближайшая задача — создание удобных для учителя мультимедийных продуктов.
Введение ЕГЭ стало заметным явлением в процессе реализации упомянутой Концепции и все большее число учреждений образования принимают этот механизм, однако он не должен стать единственным инструментом оценки знаний выпускников и абитуриентов, а альтернативы ЕГЭ пока должным образом не разработаны.
Позитивные изменения в образовании стали по большей части результатом школьной реформы. Попытки изменения школы мало востребованы следующим уровнем образования — высшей школой, а профессиональное образование, в свою очередь, не успевает соответствовать стремительно меняющимся требованиям промышленности и бизнеса.
По мнению большинства экспертов, для развития экономики и успешной социализации молодежи, для дальнейшей модернизации общеобразовательной школы необходимо в первую очередь обновление профессионального образования.
По мнению И. Калины, альтернативные подходы к образованию должны стать правилом — нельзя сводить работу всех учреждений образования к “единственно правильной модели”. Министерство категорически против перехода всей образовательной системы на какую-либо одну модель работы. Участники образовательного процесса должны иметь возможность применять те механизмы, которые представляются им более эффективными. Однако если у соседа за счет использования других технологий образовательный процесс реализуется более эффективно, надо использовать передовой опыт, в противном случае придется уступить место тем, кто выполняет такую работу лучше.
Юрий Новиков
|