Все новости от 15 июня 2005 г. Эксперты Госдумы сетуют на эйфорию авторов законопроектов
В среду, 15 июня, экспертный совет Комитета Государственной Думы РФ по безопасности провел выездное заседание на тему: «Вопросы совершенствования законодательства об информации и защите информации».
Это заседание состоялось в ходе конференции «Инфофорум». В работе совета приняли участие представители некоторых органов власти и организаций, работающих по указанной теме.
На мероприятии члены совета отчитались, в частности, о проделанной работе в текущем году. По утверждению членов совета, с января по июнь в Думу были направлены проекты восьми законов: «О внесении изменений в федеральный закон „Об информации, информатизации и защите информации“» (этот проект подготовлен депутатом Госдумы Валерием Комиссаровым; в то же время свой вариант такого документа создает Мининформсвязи), «Об электронном документе», «О документировании информации и документообороте», «Об электронной подписи», «Об электронной медицине», «О служебной тайне», «Об электронной торговле» (один вариант) и «Об электронной торговле» (другой вариант). (Напомним, варианты проектов законов «Об электронной торговле» были внесены депутатами Государственной Думы Валерием Комиссаровым и Константином Ветровым, входящими в Комитет по информационной политике, с одной стороны, и Владимиром Горбачевым и Валерием Язевым, членами Комитета по энергетике, транспорту и связи, с другой стороны.)
Из всех перечисленных проектов экспертный совет смог рассмотреть только три: «О служебной тайне», «Об электронной подписи» и «Об электронном документе». По ним сделано отрицательное заключение и рекомендовано не выносить их даже на первое чтение. Основная претензия к этим проектам заключается, по заявлению советника аппарата Комитета Госдумы по безопасности Елены Волчинской, в том, что они носят рамочный и декларативный характер. Тогда как требуются законы прямого действия. Более того, в них не прописана должным образом терминология.
Если говорить о проекте закона «Об электронной подписи», то он необходим, поскольку действующий в настоящее время закон «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП) работает плохо. (Напомним, в настоящее время Мининформсвязи готовит изменения в закон «Об ЭЦП».) Однако в новом документе, отметила г-жа Волчинская, не определен круг правоотношений, есть несовпадения положений документа, отсутствуют конкретные требования по финансовой состоятельности поставщиков услуг по сертификации электронных подписей. И вообще, проект закона носит не обязательный, а разрешительный характер.
Что касается законопроекта «Об электронном документе», подготовленном Валерием Комиссаровым, то в нем, по мнению Елены Волчинской, ее коллега сохранил старые ошибки и добавил новые (первый раз г-н Комиссаров подготовил такой проект закона в 2002 году). «В документе все как-то неопределенно, а что определено — то непонятно. В результате экспертный совет даже усомнился, а нужен ли вообще закон „Об электронном документе“».
В целом, отметила Елена Волчинская, законодательный процесс в области информации и информационных технологий имеет значительные недостатки. Во-первых, мало инициатив. Во-вторых, проекты законов «пишутся наспех и на смех», без публичного обсуждения, юридической экспертизы. «Такое впечатление, что у авторов какая-то эйфория, что услышал, то и написал».
К недостаткам советник аппарата добавила еще «странную позицию» Правительства РФ. Суть «конфликта» в том, что Комитет Госдумы по безопасности направил в Правительство проект закона «О служебной тайне», а также пакет документов о внесении изменений в ряд других законов и нормативно-правовых актах. Этот пакет, без которого новый закон работать не будет, был отклонен необоснованно, по мнению г-жи Волчинской.
Честь «правительственного мундира» на выездном заседании экспертного совета должен был защищать представитель Мининформсвязи, которому предстояло рассказать о позиции Правительства РФ по законодательным инициативам в сфере информации. Но он не посетил это мероприятие.
Если же говорить об авторах проектов законов, то за них вступился начальник департамента аппарата Совета безопасности РФ Антон Стрельцов. По его мнению, низкое качество названных документов — не эйфория. Люди видят, что имеющиеся законы не работают как должно, и хотят изменить их, улучшить. Но не знают, как именно. Г-н Стрельцов отметил также, что сегодня надо больше обращать внимание не на то, чтобы точно прописать в «информационном» законе то или иное положение, а гармонично вписывать их в действующие законы и правоотношения.
Более подробно о взглядах представителей Совбеза РФ на информационные законопроекты, а также комментарии Минэкономразвития по шести из восьми перечисленных выше проектов читайте в ближайших выпусках IT-daily.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|