Все новости от 11 июля 2005 г. Укрепляя ИТ-фундамент (PCWeek/RE, № 20, стр. 30)
Подобно архитектурному сооружению, КИС имеет свой фундамент и несущие конструкции, а также основные функциональные элементы, состав которых зависит от вида и специфики бизнеса. Но поскольку руководители предприятий рассматривают корпоративную систему как инструмент, подчиненный задаче оптимизации бизнес-процессов, вопросам грамотного построения и поддержания ее фундамента не всегда уделяется должное внимание.
18--19 мая в Магнитогорске состоялся третий ежегодный научно-практический семинар "Управление информационной инфраструктурой современной организации", проведенный Магнитогорским металлургическим комбинатом ( ММК), а также компаниями Computer Associates ( CA) и "Корпоративные информационные системы" ( КОРИС,). Семинар прошел в комфортабельном санатории "Юбилейный" на берегу горного озера Банное, где, по преданию, останавливался со своим войском Емельян Пугачев.
«Решения компании Computer Associates были опробованы на очень больших системах»
|
В докладах участников рассматривались КИС из самых разных областей. Так, сотрудница информационного агентства ИТАР-ТАСС Л. В. Козлова рассказала об уникальной системе мониторинга информационных потоков и ресурсов технологического процесса по подготовке, обработке, маршрутизации и выпуску новостных сообщений. Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, www.susu.ac.ru) представил 36-процессорный кластер Infinity с пиковой производительностью 230 Гфлопс, который решает научные задачи и используется в обучении, а также систему управления вузом "ЮниверИС", ведущую учет информации об абитуриентах, студентах и преподавателях, формирующую расписание занятий и учебные планы, контролирующую успеваемость и пр.
Как отмечалось на семинаре, отечественная номенклатура специальностей в сфере ИТ не соответствует требованиям бизнеса, в то время как международная интеграция в образовании и конкуренция на мировых рынках образовательных услуг только нарастают. Тем не менее российские вузы занимаются подготовкой специалистов и даже научными исследованиями в сфере ИТ. Например, Магнитогорский государственный университет ( МаГУ) на факультете информатики недавно ввел дисциплины "Управление информационной инфраструктурой" и "Технологии информационной безопасности", при обучении которым используется инструментарий компании Computer Associates. По заказу ММК университет проводит научные исследования.
Огромный интерес слушателей семинара вызвали доклады представителей ММК. Масштабы этого предприятия таковы, что без долгосрочного планирования ИТ-системы не обойтись. На комбинате задействовано свыше 10 тыс. учетных единиц вычислительной техники (в иной день на склад поступает до 200 новых компьютеров). С учетом сетевого оборудования, всевозможных адаптеров и запасных частей количество позиций для инвентаризации превышает сто тысяч. Заметная часть оборудования установлена по лизингу -- в бухгалтерских документах оно не значится. Поэтому ИТ-службы должны вести учет внебалансной техники и ПО. Поддерживать, оптимизировать и развивать ИТ-инфраструктуру такому крупному предприятию, как ММК, помогают программные продукты CA, известные платформонезависимостью и способностью объединять системы самых разных стандартов и производителей. Их основные задачи -- управление сетью и базами данных, Web-серверами и автоматизированными бизнес-операциями, но в основе всего этого лежит инвентаризация и контроль. Как заметил Сергей Тарасов, директор представительства CA в регионе СНГ, "невозможно управлять непонятно чем".
Создавая систему управления жизненным циклом вычислительной техники, специалисты ИТ-службы ММК с помощью сотрудников компании КОРИС установили и запустили программный пакет Unicenter Argis. В нем физические, финансовые и контрактные характеристики ПО и аппаратных средств хранятся и отслеживаются параллельно, что позволяет оптимизировать использование имеющихся ресурсов и избежать избыточных трат на закупки. Важно и то, что пакет обеспечивает изменение конфигураций, доставку и установку ПО.
Стандартные возможности Argis дополнены специфическими функциями. Так, работая в модуле Service Desk, диспетчеры одним нажатием кнопки получают форму, изначально заполненную примерно на 80%. Экономия по одной-две минуты много раз в день дает весьма ощутимую выгоду. Внедрены автоматизированные рабочие места офицера информационной безопасности.
Как считают ИТ-специалисты ММК, для бизнеса горизонт планирования обычно простирается на год вперед, но поддерживающие его ИТ-приложения необходимо готовить заранее и планировать на два-три года, а техническую инфраструктуру КИС -- на четыре-пять лет вперед. С одной стороны, ИТ-система является частью инфраструктуры предприятия, с другой -- она имеет собственную инфраструктуру.
Отметим, что программные продукты CA используются на ММК с 1999 г., когда здесь была внедрена система Unicenter TNG. В настоящее время на комбинате работают модули Unicenter NSM, Advanced Network Operations, Directory Management, SLMO and Assets Management, BrightStore Backup, eTrust Secure Common Center, Pest Patrol и eTrust Antivirus.
Сфера применения КИС на ММК расширяется, постепенно повышая уровни организационной зрелости охватываемых бизнес-процессов. На каждом следующем уровне требования к ИТ-инфраструктуре возрастают. В результате она оттягивает на себя основные, фундаментальные службы предприятия. Чем больше бизнес-функций забирает информационная система, тем серьезнее требования к ее надежности и доступности.
На ММК можно насчитать около 400 укрупненных бизнес-процессов, и в каждом из них так или иначе используется КИС. Например, цепочку отгрузки металла обслуживают порядка двух-трех сотен компьютеров и примерно такое же количество сетевых устройств. Для бессбойной работы все звенья системы должны быть согласованы. На случай появления проблем заранее закладываются механизмы, способные сохранить работоспособность структуры. В частности, на ММК есть круглосуточно работающие диспетчерские, которые имеют двухуровневую организацию, позволяющую сохранить нормальную работоспособность системы при выходе из строя любого ее элемента. Отказ, конечно, создает неприятности, приводит к замедлениям, но не к потерям работоспособности. В качестве иллюстрации можно привести аварийный случай, когда при взрыве старых конструкций в ходе реконструкции комбината был поврежден оптоволоконный кабель. Это вызвало простой в работе определенной части системы, но ее функции выполнялись неавтоматизированными методами. Здесь главное -- досконально отслеживать информационную систему. Не состояние компьютеров, а именно состояние системы, поскольку не все компьютеры равнозначны.
По глубокому убеждению специалистов ММК, концептуально КИС не должна находиться в застое -- нужно, чтобы она постоянно развивалась. Сегодня совместно с компанией IBM Consulting Services, специалисты которой обладают соответствующим опытом и знаниями, комбинат создает новую схему развития, корректируя концепцию своей ИТ-инфраструктуры.
|