Все новости от 23 сентября 2005 г. Правительство РФ определилось с созданием системы кадастра недвижимости
На днях председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление «Об утверждении подпрограммы „Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)“ федеральной целевой программы „Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)“».
Напомним, различные работы по развитию земельного кадастра и учета объектов недвижимости ведутся в России с конца 90-х годов*.
Подписанным документом внесены изменения в названную ФЦП, а также утвержден паспорт подпрограммы. В последнем указано, что государственным заказчиком подпрограммы и ее основным разработчиком является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Необходимость в реализации названной подпрограммы власти объясняют тем, что в настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров. Перечисленные системы зачастую дублируют друг друга и содержат погрешности из-за многократного ручного ввода соответствующей информации в разные базы данных. При этом только 7,7% дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид. Эти и ряд других причин отрицательно, по мнению властей, сказываются на объемах инвестиций в недвижимость (например, ипотечное кредитование).
Создание системы кадастра недвижимости планируется осуществлять на федеральном уровне (рассматривался также вариант построения централизованной системы). Основанием для принятия такого решения послужило то, что «федеральный» вариант исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.
В то же время Правительство признает, что создание системы кадастра по такой схеме потребует больших затрат, чем по «централизованной». Это связано с тем, что федеральные фрагменты системы должны быть интегрированы между собой, что, в свою очередь, потребует создания соответствующей инфраструктуры.
Саму подпрограмму планируется реализовать в три этапа: 2006-2007 годы – первый; 2008-2009 – второй; 2010-2011 – третий. В частности, на первые два года намечена:
- разработка нормативно-правовой и методологической базы ведения государственного кадастра недвижимости, унифицированных технических решений по учету и кадастровой оценке объектов недвижимости;
- формирование обновленной цифровой картографической основы;
- разработка рабочих процессов и автоматизированной системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ее опытное внедрение в 5 экспериментальных регионах;
- создание автоматизированных рабочих мест, проектирование мультисервисной телекоммуникационной сети Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и федерального кадастрового информационно-аналитического центра.
В 2008-2009 годах планируется:
- ввести в регионах РФ (по мере оснащения техническими средствами) в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему государственного кадастра недвижимости, провести кадастровый учет объектов недвижимости, апробировать межведомственное взаимодействие;
- создать мультисервисную телекоммуникационную сеть Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, организовать в Москве федеральный кадастровый информационно-аналитический центр.
На третьем этапе намечено завершить формирование обновленной цифровой картографической основы, информационных ресурсов федерального кадастрового информационно-аналитического центра и организовать доступ к данным этого центра.
Если говорить о бюджете подпрограммы, то в течение 2006-2011 годов на ее реализацию планируется направить 38 млрд 392 млн 90 тыс. руб. При этом 28 млрд 392 млн 90 тыс. руб. должны поступить из федерального бюджета, еще 2 млрд 886 млн 950 тыс. руб. обязан предоставить** Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а оставшиеся около 7 млрд руб. придут из бюджетов субъектов РФ.
При этом около 44 млн руб. (28 млн руб. из федерального бюджета и 16 млн руб. из займа МБРР) будут тратиться в течение пяти лет на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (9 проектов).
На создание инфраструктуры системы государственного кадастра недвижимости намечено выделить 12 млрд 815 млн руб. (10 млрд 688 млн руб. и 2 млрд 227 млн руб. соответственно). Работы будут вестись по четырем направлениям, три из которых имеют отношение к IT: это оснащение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов и подведомственных организаций программно-техническими комплексами, техническими средствами, средствами телекоммуникаций и защиты информации; оснащение оборудованием хранилищ государственного фонда данных кадастровой и землеустроительной документации; техническое оснащение агентства и его «подразделений» системами обеспечения безопасности.
В раздел «Прочие нужды» отнесены работы:
- по формированию базы данных недвижимого имущества, составление паспортов, архивов государственного фонда землеустроительной документации, учетных карточек состояния фонда, электронных копий государственного фонда землеустроительной документации (4 млрд 824 млн руб.);
- по созданию проектов построения и развития опорно-межевых сетей в 60 субъектах РФ, создание опорно-межевой сети в 88 субъектах Российской Федерации, формирование единого координатного пространства на территории России, формирование цифровой картографической основы в целях создания государственного кадастра недвижимости (3 млрд 786 млн руб. из федерального бюджета и 1 млрд 30 млн из бюджетов субъектов РФ);
- по созданию системных, эскизных, технорабочих проектов автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости, подготовка программного обеспечения системы и ее эксплуатационной документации (1 млрд 197 млн руб. из федерального бюджета и 74 млн руб. и средств займа МБРР);
- по внедрению автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости (554 млн руб. и 76 млн руб. соответственно);
- по созданию сети передачи данных на базе IP-сети агентства (290 млн руб.);
- по эксплуатации и сопровождению автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости (768 млн руб.);
- по обслуживанию сети передачи данных агентства (2 млрд 25 млн руб.).
С полным текстом паспорта подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)» можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.
*Проект ЛАРИС (Laris, Land Reform Implementation Support Project) был запущен Мировым банком в конце 90-х годов и предусматривал курирование конкретных мероприятий в области земельной реформы в России. В то время бюджет проекта оценивался в 115 млн $.
**В прошлом месяце Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости было поручено подписать с МБРР соглашение о соответствующем займе на сумму 100 млн $.
Предыдущие публикации:
|