Все новости от 21 октября 1999 г. Зачем нужен реестр населения страны
Тема создания реестра населения страны все чаще становится предметом обсуждений, когда речь заходит об организации государственных компьютерных систем персонального учета в масштабах всей страны. Таких систем в России сегодня уже немало: кроме традиционной паспортной системы в последние годы они появились у государственных фондов пенсионного и медицинского страхования, а также у налоговых служб.
Одной из ключевых проблем создания реестров является вопрос идентификации объекта (в данном случае человека) в базе данных. С государственной точки зрения было бы крайне желательно исключить дублирование способов построения подобных БД, чтобы уменьшить бюджетные расходы. Ведомства, как обычно, не очень заинтересованы в этом, однако практика показала острую необходимость разработки единого механизма персонального учета населения страны. Здесь можно выделить две основные проблемы:
· имеется довольно серьезное противодействие реализации этой идеи, которое объясняется опасениями, что "мы все попадем под колпак" и что "государству (налогоплательщикам) это не под силу" с точки зрения финансирования;
· у нас в стране нет специализированного ведомства по ведению реестра населения.
Именно обсуждению этих вопросов и была посвящена передача, которая состоялась в конце сентября в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". В ней приняли участие руководитель управления министерства РФ по налогам и сборам по Москве Геннадий Букаев и исполнительный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова.
Руководитель налоговой службы столицы весьма доказательно объяснил, что идея единого учета населения нисколько не противоречит развитию демократии и правам человека. Подобные системы уже давно существуют в абсолютном большинстве развитых стран. Схема тут довольно простая: каждый гражданин страны в определенный момент времени получает на всю свою жизнь уникальный идентификационный номер (так, в Германии это происходит при достижении 16 лет, во Франции - при получении первого дохода, в США - при рождении).
На примере налоговой службы Башкортостана, где для учета физических лиц применялись технологии Cognitive Technologies, Геннадий Букаев показал, что решение данной задачи не требует каких-либо сверхъестественных затрат и они достаточно быстро окупаются. По его оценкам, реализованная в республике система за первый же год эксплуатации трижды окупила стоимость своего создания. Однако опыт Башкирии выявил еще одну проблему: решение подобной задачи даже в рамках отдельного региона в условиях нарастающей миграции населения и расширяющейся географии деятельности даже отдельного человека затруднено. Ее нужно решать на уровне всей страны.
Возможно, к организации единой системы персонального учета населения в рамках государства сегодня ближе всего подошел Пенсионный фонд России (ПФР), реестром которого охвачено уже население 27 регионов страны. Этот опыт, в том числе технология массового ввода и обработки огромного объема документов в московском отделении, также разработанная при участии Cognitive Technologies, представляет безусловный интерес (см. PC Week/RE, № 12/98, с. 56).
Мне кажется, что доказывать в компьютерном издании полезность создания единого реестра с технической точки зрения - нет необходимости. Здесь вполне уместна аналогия с технологией реляционных баз данных, где есть одна главная таблица, хранящая идентификаторы и обеспечивающая связь всех остальных таблиц через соответствующие ключи. А проблема прав человека, защиты его персональных данных похожа на другую "компьютерную" задачу - разделение прав доступа и обеспечение безопасности. Но в отличие от собственно информационных систем, последняя задача лежит уже в области права, а не технологии.
Поэтому вопрос создания реестра населения страны упирается прежде всего в необходимость разработки соответствующей юридической базы и реального механизма защиты персональной информации. При этом возникает еще один вопрос - кто же будет держателем такого реестра? В сегодняшних дискуссиях на эту тему явно просматриваются претензии на такую роль различных специализированных (вышеперечисленных) ведомств. Однако опыт зарубежных стран и элементарная логика (построения тех же реляционных баз данных) говорят о том, что это должен быть совершенно независимый государственный институт, который будет заниматься только одним - вести реестр населения с минимумом персональной информации, необходимой только для идентификации человека. А сбором и хранением (и защитой!) специализированных данных должны заниматься соответствующие организации.
|
|
| Александр Неклюдов - effinfg2.ru 20 Mar 2000 4:17 PM |
Не делались ли попытки создания реестра населения в закрытых территориальных образованиях (ЗаТО)? Есть ли статистка экономического эффекта применения реестра населения для случаев не связанных с налогами? Александр Неклюдов ИТЦ "ЭФФЕКТ ИНФОРМ" Москва. |
|
|