Все новости от 5 сентября 2006 г. Концепция использования ИКТ в государстве призывает к осторожности
Как уже сообщал IT-daily, компания «Ланит», по заказу Министерства экономического развития РФ, занимается разработкой «концепции регулирования использования ИКТ в государственном управлении».
Эти работы ведутся в рамках ФЦП «Электронная Россия» и проекта «Разработка стандартизации ПО электронного государства».
Как рассказал IT-daily генеральный директор ALT Linux Алексей Смирнов, возглавляемая им компания стала главным соисполнителем «Ланита» в деле создания стандартов и концепции. По его словам, за два года бюджет данных проектов составил порядка 17 млн руб. (Около 5 млн руб. было выделено исполнителям в прошлом году и порядка 12 млн руб. — в этом.)
За прошлый год удалось создать концепцию регулирования ИКТ (включая функциональную модель, каталог стандартизованных спецификаций и пр.) и ее регламенты.
В этом году «Ланиту» и ALT Linux предстоит перевести концептуальный документ в нормативный. То есть выработать нормативно-правовую базу регулирования, рекомендации по использованию концепции (учебник), методики испытаний на подтверждение соответствия, проекты организационных документов и информационную систему (для взаимодействия с общественностью) регулирующего органа и т. д.
Поскольку в качестве основополагающих принципов при выборе стандартов для построения электронного государства были выбраны: документированность, свободный доступ, отсутствие платы за использование (роялти) и дискриминации, интероперабельность, масштабируемость, зрелость, поддержка рынком и международная распространенность, — то в некотором смысле «изгоями» оказались проприетарные решения. (Например, стандарт Microsoft dot.net так и не попал в базовый список, поскольку, по утверждению г-на Смирнова, на него нет полноценной открытой документации.)
Создатели концепции понимают, что в настоящее время в проприетарных решениях нередко используются наиболее передовые идеи, и данные программные продукты могут оказаться единственно возможным оптимальным решением. Поэтому использование «закрытого» ПО, в том числе превалирующего на рынке, или так называемых «стандартов де-факто», не запрещено концепцией, но «выведено за пределы регулирования в архитектуре».
То есть государственная система может предлагать пользователям решение на базе «толстого клиента», ориентированного на закрытую проприетарную платформу. Но все «юридически значимые» функции должны быть доступны пользователю любого интернет-браузера, поддерживающего минимально необходимый уровень веб-протоколов, принятый в Концепции. (Однако государственные заказчики должны «с осторожностью» относиться к финансированию разработок, основанных на решениях, не попавших в список стандартных. Впрочем, какие-либо формальные критерии оценки в данной области (помимо архитектурных принципов) разработчиками концепции и стандартов пока не предложены.)
По мнению сотрудника Экспертно-аналитического центра при правительстве РФ Михаила Брауде-Золотарева, ситуация с финансированием различных государственных ИТ-проектов достаточно проблематична. В частности, из-за того, что в госсекторе практически нет ИТ-специалистов, не аффилированных кем-то из крупных игроков данного рынка, а при выборе поставщика систем главную роль играют личные «отношения» и «чисто коррупционные механизмы».
К концу года работа над концепцией должна быть завершена.
Предыдущие публикации:
|