На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2007-7-10 на главную / новости от 2007-7-10
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 10 июля 2007 г.

Ассиметричный ответ России на президентскую инициативу США

Подготовленный Мининформсвязи РФ проект постановления Правительства Российской Федерации “О создании федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем”, который в настоящее время проходит согласование в ведомствах, вызывает весьма противоречивые чувства.

С одной стороны, это чувство радости за то, что у российского правительства наконец-то появилась очень правильная и своевременная идея в области использования ИТ, а точнее, целый спектр идей и соответствующих им ИТ-задач. С другой стороны, то, как правительство собирается реализовывать этот спектр идей и решать поставленные ИТ-задачи, вызывает, мягко говоря, недоумение.

По своему содержанию, идеи, изложенные в постановлении о создании Федерального информационного центра (ФИЦ) в России, весьма близки (если не идентичны) тем, что ещё в прошлом году были сформулированы в документе “Worldwide Government 2007 Top 10 Predictions”, разработанном американской компанией Government Insights. Названный документ носит прогностический характер и формулирует перечень наиболее актуальных и перспективных задач, которые могут быть решены в рамках ИТ-программ правительства США.

Перечислим коротко эти задачи, сопоставив их с положениями российского документа:

-- стандартизация и консолидация ИТ (она нашла своё воплощение в проекте постановления российского правительства в виде самого факта создания единого ФИЦ);

-- обеспечение взаимодействия и обмена данными между различными государственными системами (фигурирует в проекте постановления правительства РФ, как “создание системы межведомственного информационного взаимодействия на базе ФИЦ”; речь здесь идёт, в частности, о взаимодействии и обмене данными между ИТ-системами Росрегистрации, Роснедвижимости и ФНС России в рамках ведения государственного кадастра объектов недвижимости и предоставления госуслуг в этой сфере);

-- создание новой модели приобретения и аутсоурсинга ИТ-услуг для госучреждений (в проекте -- “размещение ведомственных резервных центров обработки данных государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических сведений”, что, по мнению разработчиков проекта постановления, является “успешным примером аутсорсинга в сфере ИТ в органах государственной власти”);

-- разработка и использование специальных метрик оценки результативности государственных инвестиций в ИТ (творчески переработанное российскими чиновниками это положение превратилось в разработку и использование “системы мониторинга результативности деятельности органов госвласти. В том числе — по реализации приоритетных национальных проектов”. Видимо, вопрос результативности госинвестиций в ИТ уже решён, а вот с результативностью национальных проектов есть проблемы);

-- повышение оперативности в реализации так называемых (в США) принципов One-stop citizen service delivery models (одна из задач, возлагаемых на ФИЦ; в проекте постановления, в частности, утверждается, что “с помощью ФИЦ другие ведомства, граждане и организации смогут получить доступ к информационным данным различных государственных служб”).

Не остались без внимания и проблемы предстоящих выборов. Так, отмеченная экспертами Government Insights необходимость обеспечить стабильность и преемственность в ходе политических перемен, связанных с выборами в США, в российском документе трансформировалась в “обеспечение межведомственного взаимодействия ФМС, ФНС и Центризбиркома. Цель создания системы — повышение достоверности и полноты сведений, содержащихся в регистре избирателей ГАС “Выборы” в преддверии выборов 2008 года”.

Теперь, после перечисления основных идей и соответствующих им задач, осталось понять, как правительство собирается их реализовывать. Главный вопрос — какое предполагается финансирование для решения всего спектра поставленных ИТ-задач. Ответ на него просто обескураживает. На 2007--2010 гг. на эти цели российским правительством выделяется 1,2 млрд. руб. (около 46 млн. долл.), что никак не соответствует масштабу задуманного.

Чтобы понять, насколько это мало, достаточно сравнить эту сумму с объемом средств, выделяемых в рамках американского федерального бюджета на ИТ (см. табл. 1). Элементарный анализ показывает, что объём выделяемых российским правительством средств на решение всех задач, оговоренных в проекте постановления о создании ФИЦ в расчете на четыре года, оказывается примерно в 1000 раз меньше годовых затрат федеральных ведомств США на ИТ и сопоставим с годовыми расходами не самого ресурсоемкого в смысле ИТ Министерства юстиции США только на ПК (см. табл. 2). И это при том, что для решения задач в рамках постановления российского правительства о создании ФИЦ потребуется разработка многих связующих систем обмена данными, централизованных систем хранения информации, многоуровневых систем контроля доступа и т. д. и т. п., которые по определению не могут быть разработаны курирующим это постановление Мининформсвязи самостоятельно. Все эти компоненты должны разрабатываться, а в идеале и сопровождаться третьими фирмами, российскими провайдерами ИТ-услуг. Можно не сомневаться, что 46 млн. долл. может хватить разве что на решение одной из задач, например обеспечения межведомственного взаимодействия ФМС, ФНС и Центризбиркома на выборах 2008 г.

А между тем аналогичное “постановление правительства США” — президентская инициатива US Government Infrastructure Optimization Initiative (или, как её официально называют в правительстве США, Line of Business, см www.whitehouse.gov/omb/egov/c-6-9-ioi.html), направленная на решение практически тех же задач (интероперабельность функций между агентствами и программами, продуктивное взаимодействие агентств и программ и ускоренная рекапитализация ИТ-активов) уже не первый год весьма достойно финансируется и выполняется, причем за счет бюджетов отдельных федеральных ведомств. Курирующего министерства для этой инициативы не потребовалось — оказалось достаточно одного менеджера проекта, одного портфельного менеджера и исполнительного партнёра из Federal Acquisition Service.

Таким образом, получается, что у чрезвычайно близких российской и американской инициатив цели оказываются практически одни и те же, а масштаб финансирования и структура исполнения — абсолютно несопоставимые, можно сказать, ассиметричные. Окончательные выводы из этого делать рано, но похоже, что и результаты реализации двух инициатив будут очень сильно различаться.

С автором, председателем совета Лиги независимых экспертов в области ИТ, можно связаться по адресу: karelovs@linex.ru.

Таблица 1. Объем федеральных расходов США на ИТ
Ведомство Расход, млн. долл. Среднегодовой рост инвестиций, %
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Федеральные военные ведомства 19 181,4 20 716,2 22 178,7 23 670,0 25 146,1 26 505,4 6,7
Федеральные гражданские ведомства 18 391,2 19 244,8 20 139,8 21 175,8 22 341,5 23 612,8 5,1
ИТОГО 37 572,639 960,942 318,444 845,847 487,650 118,25,9

Источник: U.S. Federal IT Spending Guide, Government Insight, 2007

Таблица 2. Структура расходов на ИТ Министерства юстиции США
Статьи расходов Расходы по годам, млн. долл. Среднегодовой рост расходов, %
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Сетевое оборудование 79,3 94,0 106,1 114,4 119,2 119,6 8,6
Принтеры и МФУ 20,0 21,0 21,3 21,2 20,8 20,2 0,2
Интеллектуальные карманные устройства 0,6 0,9 1,3 1,9 2,5 2,9 36,1
Другое дополнительное оборудование 3,2 3,5 3,7 3,7 3,6 3,4 1,0
Персональные компьютеры 49,5 48,1 47,2 48,3 48,4 47,5 -0,8
Серверы верхнего уровня 10,0 9,5 9,1 8,6 8,1 7,7 -5,1
Серверы среднего уровня 10,5 11,3 12,0 12,4 12,6 12,7 3,9
Массовые серверы 33,3 43,6 47,1 48,3 48,8 48,5 7,8
Системы хранения 16,3 19,4 19,8 19,6 19,2 18,7 2,8
Традиционные рабочие станции 1,5 1,2 1,1 1,0 0,9 0,8 -11,8
Разработка и развертывание приложений 35,2 38,2 41,7 44,7 47,5 50,5 7,5
ERM – финансовые приложения 10,3 11,0 11,6 12,2 12,7 13,4 5,5
ERM – управление человеческими ресурсами 5,6 6,1 6,5 7,0 7,4 7,7 6,5
ERM – другое 8,5 9,2 10,0 10,8 11,6 12,6 8,2
Офисные пакеты 9,0 9,9 10,9 12,0 13,2 14,7 10,3
Системное инфраструктурное ПО 47,5 51,8 56,3 60,5 65,0 69,3 7,9
Другие приложения 67,4 72,3 77,3 82,4 88,2 95,0 7,1
ИТ-консалтинг 42,4 44,7 46,8 48,2 49,5 50,9 3,7
ИТ-аутсорсинг 242,8 255,0 265,8 273,4 282,6 290,1 3,6
Системная интеграция 145,0 154,9 160,4 161,1 159,1 163,5 2,4
Другие ИТ-услуги 208,6 225,0 238,3 247,0 255,8 262,5 4,7
Итого 1046,5 1131,1 1194,4 1238,8 1276,6 1312,2 4,6

Источник: U.S. Federal IT Spending Guide, Government Insight, 2007
Обсуждение и комментарии

ВАК, проф.,маг.права - bak2narod.ru
22 Jul 2007 3:11 PM
АССИМЕТРИЯ не наблюдается. НАБЛЮДАЕТСЯ полное несоответствие целей, задач и средств решения.
ВАК, проф.,док.комп.наук
 

Антон
23 Aug 2007 12:41 AM
Ассиметрия наблюдается, от слова ass. А вот от слова симметрия нет.
ВАК, проф.,док.комп.наук - процитировали не вдумавшись.
 

 

← июнь 2007 4  5  6  9  10  11  12  13  16 август 2007 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!