Все новости от 30 августа 2007 г. JAVA — новый биржевой символ Sun Microsystems
Корпорация Sun Microsystems решила сменить свой биржевой символ: с 27 августа на бирже Nasdaq она именуется JAVA, а не SUNW, как ранее. Это сугубо организационное событие вызвало заметную, причем неоднозначную реакцию у ИТ-наблюдателей, даже у тех, кто забыл или вовсе не знал о биржевом идентификаторе Sun.
Сегодня уже мало кто вспоминает, что название компании, созданной в 1982 г., происходит не от английского “sun”, а от аббревиатуры Stanford University Network — телекоммуникационного проекта, реализованного на рубеже 70—80 гг. в Стэнфордском университете (Пало-Альто, США) с использование рабочих станций на базе Unix. Это, кстати, делает более понятным и выбранный еще тогда девиз Sun: “Компьютер — это сеть”. Соответственно при выходе на биржу в 1986 г. в качестве биржевого символа (stock ticker) был выбран SUNW, что сначала расшифровывалось как SUN Workstation, а потом — SUN Worldwide.
Доводы руководства Sun в пользу замены биржевого символа понятны: торговая марка и технология Java сегодня имеет огромную популярность и известны далеко за пределами ИТ-сообщества. При этом компания, как автор технологии и владелец ее торговой марки, имеет несомненное официальное право на использование термина в интересах своего бизнеса. И тем не менее по этому поводу уже высказан ряд критических комментариев.
Прежде всего, уже много лет Java ассоциируется далеко не только (а порой и не столько) с Sun Microsystems, а с более широким ИТ-сообществом. При этом Java — это всё же в первую очередь программная технология, а Sun главным образом -- поставщик аппаратуры, для которого софтверный бизнес является лишь вспомогательным направлением. В этой связи эксперты оценивают годовой объем поставок ПО Sun (официальных данных компании по этому поводу нет) примерно в 1 млрд. долл., что составляет менее 10% от ее общего оборота. Правда, отмечается, что в этом миллиарде лицензионные отчисления от поставщиков Java-продуктов составляют довольно значительную часть.
И еще — рынок очень осторожно относится к различным изменениям в названиях, логотипах. К сожалению, это довольно часто связывается с разного рода неурядицами в бизнесе компаний. Но вполне вероятно, что у Sun несколько иной случай. Ведь после резкого спада ее бизнеса в начале десятилетия у компании был очень тяжелый период, связанный с реструктуризацией направлений деятельности, финансовыми убытками и сокращениями персонала. Лишь в 2006-м финансовом году ей удалось добиться заметного роста объемов продаж (на 17%). В нынешнем году, который завершился 30 июня, доходы увеличились на 6,2% до 13,87 млрд. долл. Но самое главное не в этом: впервые за последние пять лет Sun завершила год с положительным финансовым балансом — чистая прибыль составила 473 млн. долл. (в прошлом году были убытки в размере 864 млн. долл.).
Так что вполне возможно, как раз сменой биржевого символа Sun хочет подчеркнуть, что “черная полоса” в ее истории завершена и инвесторы могут рассчитывать на успешные вложения в развитие компании.
|