Все новости от 29 ноября 2001 г. Рецессия — это хорошая новость
КОММЕНТАРИЙ — Вот, парни, мы и дождались официального заявления: у нас рецессия. Тушите свет!
Почему я считаю, что нужно радоваться, когда кучка экономистов — так называемое Национальное бюро экономических исследований (NBER) — официально провозглашает рецессию, начавшуюся еще в марте? Просто это означает, что худшее, возможно, уже позади, особенно для технологического сектора, который начал проявлять признаки рецессии задолго до того, как другие отрасли вошли в коллективный штопор.
Когда шестеро мудрецов из крутых университетов объявляют о том, что капитанам индустрии и их заказчикам известно уже несколько месяцев, это означает, что дела вот-вот пойдут на поправку. У этих ребят есть привычка немного запаздывать с объявлением о рецессии.
Вот и этот раз не стал исключением. Каждый ИТ-специалист, который потерял работу, наблюдал, как тонут его опционы, или успокаивал себя аналогией «очищающей бури», знал, что у нас рецессия. Адекватной реакцией на заявление NBER, которое абсолютно никого не удивило, должен быть вздох облегчения: «Уух!».
Если бы экономисты давно прислушались к технологическому сектору, им бы не понадобилось столько времени, чтобы увидеть назревающую рецессию. В апреле, всего через несколько дней после ее начала, как следует из заявления NBER, CEO Cisco Systems Джон Чамберс (John Chambers) уже говорил об измучившем сектор телекоммуникаций эквиваленте наводнения, какое бывает раз в сто лет. «Ситуация, в которой оказался наш сектор ИТ-индустрии, еще никогда не была столь сложной», — говорил тогда Чамберс.
В июле к хору капитанов отрасли, предупреждающих о снижении доходов и «беспрецедентных экономических трудностях», присоединился CEO Sun Microsystems Скотт Макнили (Scott McNealy). Обсуждение слабой экономики стало главной темой посвященных финансовым отчетам телеконференций Sun и других технологических компаний, многие из которых уже в то время объявляли об увольнениях.
Волны плохих новостей накатывались так густо, что аналитикам с Уолл-стрит, чтобы описать их, приходилось отказываться от привычных клише. А потом были теракты 11 сентября, которые дали технологическим компаниям еще один повод к пессимизму.
И вот, после всего этого, NBER заявляет: «Комитет пришел к выводу, что общее состояние экономики подходит под определение рецессии».
Ну, ребята, спасибо за напоминание.
«Простите, что мы решили, будто никто не поглощен повседневными делами больше, чем имеющий постоянную штатную должность профессор престижного университета. Но это поможет вам понять, почему тот же самый комитет бизнес-циклов NBER возвестил о начале рецессии 1990-1991 гг., которая закончилась в марте 1991, лишь в декабре 1992-го (т.е. с опозданием на 21 месяц, или почти на два года)», — комментирует экономист Arnhold & S. Bleichroeder Джеймс Падина (James Padinha).
NBER произносит свои приговоры задним числом. Это означает, что к тому времени, когда мудрецы готовы официально объявить о рецессии, она уже на исходе. Уолл-стрит отреагировал молниеносно. В понедельник, как только было объявлено о рецессии, технологические акции пошли вверх. Так что заявление NBER о рецессии можно считать самым бычьим индикатором рынка.
Когда именно прекратится застой в технологическом секторе, неизвестно. Большинство прогнозистов пророчит восстановление в середине 2002 года, но точно не угадаешь. По крайней мере NBER дал нам надежду на то, что ветер переменится. Когда все бегут в одном направлении, самое время оглянуться в противоположную сторону.
Если эта аксиома кажется вам нелогичной, вспомните, какие приметы указывали на лопнувший dot-com пузырь 1999 и начала 2000 года. Ведь когда медиагигант AOL Time Warner (в то время просто Time Warner), спеша поспеть на поезд новой экономики, выпустил свой журнал eCompany Now, вы знали, что вся ниша журналов о новой экономике уже исчерпана. А когда таксисты заговорили о спекуляциях на бирже, а бабули начали интересоваться акциями Amazon.com, вы понимали, что эра расцвета доткомов кончилась.
Теперь, когда NBER официально объявил о рецессии, экономика повернет к ускорению. Как минимум, заявление NBER должно дать потрепанным ИТ-инвесторам лишний повод надеяться, что спасение, наконец, не за горами.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
|