Все новости от 23 декабря 2001 г. Ginger: не просто самокат
МАНЧЕСТЕР (штат Нью-Гэмпшир) — Компания Segway, производитель любопытной новинки Human Transporter (НТ), сравнивает свою двухколесную коляску с волшебными кроссовками. Однако цена этого чуда может вынудить многих потенциальных покупателей оставаться простыми пешеходами.
Чтобы выяснить, действительно ли устройство, известное как Ginger, стоит таких денег, и что теперь, когда оно перестало быть секретом, расскажет его изобретатель Дин Камен (Dean Kamen), CNET News.com командировала меня сюда, в штаб-квартиру Segway.
Коротко мои впечатления можно изложить так. Segway создала машину, на которой жарким летним днем будет легко и приятно ездить на работу. Она сама держит равновесие и повинуется легкому мановению руки.
Но в дождь или снег ездокам придется как следует укутаться – в НТ не предусмотрено никакого укрытия от непогоды. И забудьте о поездках за покупками: их некуда класть, кроме как в собственные карманы.
К тому же при цене от 8 до 10 тыс. $ за коммерческие модели и, возможно, 3 тыс. $ за потребительскую версию, которая выйдет в конце будущего года, Segway следовало бы подумать о плане кредитования.
Я совершил свою пробную поездку по территории лаборатории компании и прилегающей площадки для парковки в окружении инженеров Segway в ясный день при 4 градусах Цельсия выше нуля. Во время движения ездок напоминает робота Джонни 5 из фильма «Короткое замыкание».
Сотня сотрудников Segway рассредоточена по двум зданиям бывшей фабрики на берегу реки Мерримак. Здесь расположены офисы компании и испытательная лаборатория с полосой препятствий из фанерных горок, лестниц, различных выступов и впадин, а также ящиков 15-см высоты, наполненных булыжником, щебнем и грязью. Завод, на котором скоро начнется серийное производство НТ, расположен примерно в пяти милях по направлению к городку Бедфорд.
Безопасность превыше всего
Камен, одетый в трикотажную куртку с начесом, синюю рубашку и джинсы, прибыл на своем НТ в сопровождении съемочной группы с канала Discovery. При росте (вместе с платформой) под семь с половиной футов (2,29 м) он чертовски напоминал газонокосильщика со старой безмоторной газонокосилкой или фургон Radio Flyer без задних колес — и без самого фургона. Еще не сойдя на землю, он пожал мне руку, а затем направил на меня скутер, чтобы показать, как он реагирует на столкновение с чем-либо. Реагирует он однозначно – сразу останавливается.
Камен пояснил, что, как только «управляющая штанга» отклоняется назад на определенный угол, НТ останавливается. Такая мера безопасности снижает вероятность травмы в случае наезда на пешехода — или на дерево. При скорости, сопоставимой со скоростью пешехода, это срабатывает надежно. Моя одежда ничуть не пострадала.
Манчестер, расположенный примерно в 50 милях к северу от Бостона, не чужд высоких технологий: здесь размещаются офисы Texas Instruments и AutoDesk. Но Камен любит Нью-Гэмпшир по другим причинам: ему импонируют низкие налоги этого штата и характерное для него свободомыслие. Ведь именно здесь родились слова Live Free or Die.
«Инфраструктура Нью-Гэмпшира молода и современна, а это способствует творчеству», — сказал Камен.
Вместе с тем, благодаря близости Манчестера к Бостону и, следовательно, к некоторым наиболее престижным колледжам Восточного побережья, Segway имеет возможность привлекать самых талантливых инженеров. Этому способствует и тот факт, что Камен читает лекции в Массачусетском технологическом институте. Пока его НT заряжался – запаса энергии аккумуляторов обычно хватает на 11, а то и на 17 миль – мы прогулялись по лаборатории и поболтали.
Камен рассказал, что технология, лежащая в основе НТ, позаимствована из другой машины, разработанной им шестиколесной инвалидной коляски IBOT. Только НТ решает более общую задачу – эффективного передвижения в городских условиях.
«Наша технология устраняет давно наболевшие проблемы, – сказал Камен. – Для перемещения пассажиров и грузов с высокой скоростью на большие расстояния построены самолеты, поезда и автомобили.
Теперь пора возвратиться к пешеходу, который за последние 5000 лет получил от изобретателей одни сандалии. Во-первых, мы предлагаем действительно передовую технологию. А во-вторых, обращаемся к наиболее массовому классу – пешеходам – и удовлетворяем наиболее общую потребность – двигаться».
Волшебные кроссовки
По словам Камена, Segway HT относится к новой категории средств передвижения – промежуточной между кроссовками и велосипедом.
«Велосипед нам не конкурент», – подчеркнул он. Эта старомодная двухколесная технология не позволяет делать то, что может Segway HT: двигаться по тротуарам. Ширина HT не превышает ширины плеч человека, что дает свободу маневра, а его максимальная скорость – 20 км в час – не выше, чем у бегуна-марафонца.
Конструкция НТ такова, что в случае столкновения людям ничего не грозит. «Своим конкурентом мы считаем кроссовки, – говорит Камен.
– Это просто пара волшебных кроссовок».
Тем временем мой визит перешел от стадии разговоров к стадии демонстрации, и сотрудники лаборатории засуетились вокруг нескольких запачканных НТ, стирая с них следы суровых испытаний. Эти устройства, надо сказать, не боятся грязи – в реальных условиях им придется иметь с ней дело буквально на каждом шагу.
Платформа, на которой стоит ездок, возвышается над землей на 23 см, но, когда делаешь первый пробный шаг, она кажется гораздо выше. Когда я забрался на Segway, он начал легонько кататься взад-вперед, как бы нащупывая равновесие. Собственно, именно это он и делает. В первый момент и машина, и ездок должны приспособиться друг к другу. Как только оба почувствовали себя устойчиво, а это происходит довольно быстро, можно начинать движение.
Камен с видимым удовольствием демонстрирует устройство новичку, объясняя, что залезая, сначала лучше взяться за ручку одной рукой. Я слез, взялся за ручку правой рукой и поставил на платформу сначала правую ногу, а затем левую. На этот раз платформа резко подалась назад, пока моя левая нога была еще на весу, но из равновесия не вышла – балансировать пришлось только мне.
Итак, поехали. Привыкнув стоять на платформе – а я чувствовал себя вполне комфортно уже через пару минут, вы просто чуть-чуть наклоняетесь вперед, чтобы ехать быстрее, или назад, чтобы замедлить ход и остановиться. Машина реагирует на самые слабые движения. Я сделал несколько рейсов вдоль стены лаборатории по линии, обозначенной с одной стороны инженером Segway, а с другой – моим сопровождающим из службы PR. В конце каждого рейса, слегка поворачивая ручку, я делал крутой разворот в обратную сторону. (Можно дать задний ход, отклонившись назад, но гораздо удобнее развернуть платформу на 180 градусов и ехать вперед.)
Когда платформа стоит на месте, чувствуется легкое покачивание вперед-назад. Но если слишком сильно наклониться вперед или назад, она подъезжает под вас, помогая сохранить равновесие.
НТ движется почти бесшумно. Большие пластмассовые колеса с резиновыми шинами приводятся в движение парой электродвигателей. Колеса могут вращаться независимо друг от друга и в разных направлениях, так что платформа разворачивается на 360 градусов, оставаясь на месте. Датчики наклона и пять гироскопов следят за центром тяжести ездока и управляют колесами. Поворотная ручка с левой стороны штанги НТ выполняет функции руля. Останавливается платформа красной кнопкой. Я предложил поместить с противоположной стороны кнопку гудка.
Когда меня спросили, не достаточно ли, я ответил: «Конечно» и слез, хотя был бы не прочь покататься еще и даже, может быть, совершить прогулку на Human Transporter в Манчестер.
Три скорости
Сейчас НТ может работать в трех предопределенных режимах: для начинающих, для поездок по городу и в полную силу. Эти режимы переключаются 128-битным «ключом» НТ, который нужно ввести, чтобы машина заработала.
Большинство сотрудников Segway предпочитают ездить в полноценном режиме. Одно из препятствий, установленных в лаборатории, подозрительно напоминает полубочку скейтбордистов. Однако вряд ли компания будет рекомендовать покупателям подобные упражнения.
Сам я люблю быструю езду и катаюсь на роликах и лыжах. Но пользоваться Segway HT, по-моему, сможет любой. Со временем, когда этот «любой» превратится в «каждый», появятся гигантские возможности для производителей сопутствующих аксессуаров.
Segway уже работает над багажными сумками и прицепом. Но мне кажется, что люди захотят разнообразить свои НТ, как они это делают с автомобилями. Возможно, мы увидим разные расцветки и хромированные колпаки колес. А там недалеко и до меховых зверушек.
Компании и учреждения наверняка найдут Segway HT полезным для повседневной работы на складах или доставки почты. Почтовая служба США уже проводит испытания машины, наряду с полицейским управлением Бостона.
Возможно, гольф-кар или мотоцикл с коляской обойдется дешевле тех 8 тыс. $, которые просят за НТ, зато машина Segway намного маневреннее и компактнее.
В начале будущего года компания начнет поставлять первые партии более мощной коммерческой версии НТ, а чуть позднее, в первом квартале начнется массовое производство устройства.
Нам же с вами тянуться за чековыми книжками пока рано. Потребительская версия НТ вряд ли выйдет раньше четвертого квартала 2002 года.
Остается под большим вопросом, согласится ли средний гражданин выложить 3000 $ – именно столько Segway планирует брать за потребительский НТ. Для нашего неопределенного времени это высокая цена. Но многие платят такие деньги за другие устройства вроде мини-трактора, если считают их полезными. В конце концов, некоторые отдавали такую сумму и за персональный компьютер с процессором 286.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
| Вадим - Asdmail.ru 21 Sep 2004 1:14 PM |
Говно. Новая безделушка для богатых уродов |
|
|