Все новости от 25 декабря 2001 г. Новый национальный спорт: поиск в интернете на время
Когда в конце весны 2001 года компания «Яндекс» организовала Кубок России по поиску в интернете, многие восприняли это как удачную, но одноразовую маркетинговую акцию. И действительно: затея привлекла внимание, собрала около тысячи участников и десятки тысяч зрителей, а также удостоилась немалого числа благожелательных упоминаний в сетевых и традиционных СМИ. Однако спустя полгода выяснилось, что одной, пусть даже такой яркой акции «Яндексу» мало, и 15 ноября стартовал второй розыгрыш Кубка, для участия в котором зарегистрировалось 6736 человек.
111 из 876
В первом туре, состоявшем из семи независимых игр, надо было в течение часа найти в Сети ответы на 20 вопросов. На каждый ответ отводилось ровно 180 секунд, по истечении которых появлялся следующий вопрос. Поскольку, как известно, в интернете есть все, то и вопросы радовали восхитительным разнообразием – от «В каком фильме вместе с Брюсом Уиллисом играл бывший танцовщик Большого театра?» (ответ: «Крепкий орешек») и «Сколько дней Ленин скрывался в шалаше на границе с Финляндией?» (31) до «Какой язык программирования изучал Виктор Пелевин?» (ответ: ассемблер) и «Сколько тонн масла за 70 лет выпустил Урюпинский маслоэкстракционный завод?» (2 млн 186 тыс. 963 т).
Победителями первого тура становились участники, чей результат попадал в сотню лучших. И хотя проходной балл в итоге остался таким же, как и весной, – 14, сложность заданий осеннего этапа Кубка значительно возросла. Если в апреле на каждый второй-третий вопрос правильно отвечали 80-90% участников, то в ноябре такие «детские» вопросы, как «Болеют ли лошади гриппом?» (ответ – да) и «Как звали героя А. Толстого, занимавшегося гирудотерапией?» (ответ – Дуремар), были редким исключением. В итоге осенью дать более 15 правильных ответов в отдельной игре первого тура удалось 17 игрокам, тогда как весной – 35.
Кстати, «утяжеление» задачи отразилось и на общем количестве участников. Если в первом розыгрыше правильно ответили хотя бы на один вопрос 915 игроков, то во втором – только 876. А это означает, что остальные почти шесть тысяч зарегистрировавшихся для участия либо не рискнули (не смогли? были заняты? не захотели?) даже попробовать, либо начали игру, не ответили на первые вопросы и махнули на это дело рукой.
(К слову, автор статьи тоже принял участие в турнире. Особых лавров не снискал, однако вышел во второй тур, где уверенно занял почетное шестидесятое место. Удовольствие получил ни с чем не сравнимое.)
Задания второго тура, которые готовил Анатолий Белкин, хорошо известный по телевизионной игре «Что? Где? Когда?», представляли собой относительно связный текст с множеством пробелов, которые требовалось заполнить (эту задачу организаторы тоже усложнили, отведя на ее выполнение всего лишь час вместо весенних полутора). Из 111 лучших по результатам первого тура было выявлено восемь лучших из лучших. И здесь «интеллектуализация» вопросов проявила себя в полной мере: по крайней мере половина финалистов и, забегая вперед, все три будущих участника суперфинала играли либо играют в различных турнирах «Что? Где? Когда?» (весенние фавориты Кубка – Антон Носик, Алексей Чарыков и Кирилл Савицкий – к ЧКГ отношения не имели).
Допинг-контроль
Кубок, как и всякое серьезное соревнование, не обошелся без дисквалификаций. Через несколько дней после объявления итогов второго тура против 3-го и 9-го результатов появилась надпись «Аннулировано».
Попавшиеся на нарушении правил игроки (их имен и ников мы называть не будем) сморозили явную глупость. Сотрудники одной компании, они случайно узнали, что оба участвуют в Кубке и прошли во второй тур, и решили объединить свои усилия, консультируясь и обмениваясь найденными ответами через спикерфон. Однако вскоре после начала игры игроки поняли, что такая взаимопомощь скорее мешает, чем помогает. Выполнив первое задание, они отключили спикерфоны и на остальные вопросы искали ответы по правилам – индивидуально.
Но было поздно. «Яндекс» легко отследил одинаковые ответы и одинаковые ошибки, пришедшие с одного IP-адреса. К чести «подозреваемых», отпираться они не стали.
Впрочем, сами организаторы признают, что этот случай скорее курьез – полностью исключить командную игру во II туре невозможно. Претенденту ничто не мешает собрать вокруг себя полдюжины помощников, вооруженных энциклопедиями и справочниками, и заметно улучшить свой результат. Единственное, что позволяет «Яндексу», скрепя сердце, пренебречь такой опасностью, – это тот бесспорный факт, что в финале представителю команды будет гораздо труднее, чем участникам, пробившимся исключительно благодаря индивидуальным способностям.
Ведь в финале, когда за спиной каждого игрока возвышается секундант от «Яндекса», никому даже в голову не придет попытаться нарушить правила.
18 декабря, интернет-центр Cafemax
По сравнению с первым Кубком состав финалистов осенне-зимнего розыгрыша существенно обновился. Только двое из весенних победителей второго тура – Владимир Степанов и Алексей Чарыков – смогли повторить свой успех в ноябре. Первый же обладатель звания «Человек, который нашел все» – Антон Носик – заявку на участие в осеннем Кубке подал, вышел во второй тур, но играть в нем по каким-то причинам не стал.
Несколько расширилась география финалистов: по три претендента на Кубок представляли Москву и Санкт-Петербург, по одному – Новосибирск и Пермь. Весной среди девяти финалистов шестеро были из Москвы (жители столицы и заняли тогда весь пьедестал почета) и по одному из Санкт-Петербурга, Томска и заокеанского Стэнфорда.
И наконец, впервые за пока короткую историю Кубка в финал попали представительницы прекрасной половины человечества: Татьяна Платонова (показавшая, кстати, в шестой игре первого тура абсолютный результат – 20 ответов из 20 возможных) и Ольга Павлова, выбранная жеребьевкой из числа игроков, чуть-чуть не дотянувших до восьмерки лучших.
По образованию финалисты достаточно равномерно разделились на математиков и лингвистов, по нынешней работе – на программистов и редакторов.
Жюри турнира подобралось вполне представительное - Галина Гуськова из IBM, Арсений Тарасов из Cisco Systems и Вера Гурова из Sun Microsystems (правда, г-жа Гурова прибыть на турнир не смогла).
Финалистов отделили от зрителей стеклянными дверями бизнес-класса, и игра началась. В большом зале на два экрана проецировалось происходящее «за стеклом» – лица игроков и экраны их мониторов. Впрочем, уследить за ходом игры и заметить фаворитов было весьма сложно: мало того, что «игровых полей» было восемь, так еще и обстановка на них менялась буквально ежесекундно.
Единственной очевидной особенностью игры стал тот факт, что демократичное разрешение организаторов – искать не только на Yandex.ru – финалисты использовали по минимуму: в качестве альтернативной поисковой системы использовалась фактически только Google.com. (Именно Google.com, а не Google.ru, уже принадлежащая известному «специалисту» по сбору плохо лежащих доменов Денису Гледенову.)
На каждое из трех заданий финала отводилось 15 минут. Сначала игрокам надо было продолжить пять незаконченных списков, например «Серый, коричневый ... (цвета геологической карты, применяемые для обозначения возраста пород)» (полный ответ – желтовато-серый, желтый, оранжево-желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжево-коричневый, серый, коричневый, серо-зеленый, оливковый, сине-зеленый, сине-розовый, розовый, сиренево-розовый).
Затем следовало найти официальные сайты семи малоизвестных компаний, причем больше трех сайтов не удалось отыскать никому из финалистов.
Явно переборщил «Яндекс» и с третьим заданием финальной игры – вычислить оптимальный по времени маршрут между Великим Устюгом Вологодской области и Урюпинском Волгоградской области, причем «прибыть» в Урюпинск следовало до 0 часов 1 января 2002 года. Задача оказалась настолько сложной, что решить ее в отведенный срок удалось только двум участникам из восьми – к искреннему удивлению организаторов.
Проверка ответов и подсчет баллов продолжались около часа, и наконец были названы суперфиналисты:
- Антон Губанов, Санкт-Петербург, 26 лет, астроном-математик по образованию, программист в СПбГУ;
- Владимир Степанов, Москва, 27 лет, лингвист, редактор новостей в Vesti.ru;
- Георгий Глазов, Санкт-Петербург, 23 года, математик-аналитик, сотрудник компании «Алкор Пэйкэш».
Суперфинал проходил в большом зале Cafemax. Все было просто и наглядно: три ряда из шести компьютеров, на каждом компьютере - один вопрос, нахождение правильного ответа давало игроку код доступа на следующий компьютер.
Правда, и здесь устроители слегка не рассчитали: вместо запланированных получаса «забег» продолжался втрое дольше. Что немудрено, ведь однозначный ответ следовало найти на такие, например, вопросы:
- В каком городе родился архитектор, в мастерской у которого учился автор станции «Курская-радиальная» Московского метрополитена? (Ответ – в Орле.)
- Как звали чиновника, руководившего кодификацией права в Византии в
середине V века н.э.? (Антиох.)
- Какое слово было написано на первой в мире ксерокопии? (Astoria.)
- На какой срок был лишен водительских прав дизайнер автомобиля-«машины времени» из фильма «Назад в будущее»? (На месяц.)
В результате затянувшегося и весьма изнурительного для участников финишного рывка третье место занял Георгий Глазов, второе – Антон Губанов, а победу, кубок России по поиску в интернете, звание «Человек, который нашел все» и поездку на двоих на этап чемпионата «Формула-1» в Монако завоевал Владимир Степанов.
Накладочки
Накладок в ходе проведения турнира избежать, к сожалению, не удалось. Несколько раз организаторам пришлось… ну, не то чтобы менять, а скорее, дополнять правила. Например, чтобы компенсировать моральный ущерб из-за технических сбоев в шестой игре первого тура, была назначена седьмая добавочная игра, а последний, шестой вопрос суперфинала (про водительские права дизайнера машины из фильма «Назад в будущее») потребовал уточнения по ходу игры (игрокам, добравшимся до шестого вопроса, через определенное время сообщалось, что имеется в виду не персонаж фильма, а реальный конструктор).
Были и другие причины для недовольства, но в итоге даже в форуме Кубка можно было заметить, как люди, высказавшие ряд вполне обоснованных претензий (и не пробившиеся в финал), потом все-таки благодарили «Яндекс». За все.
Я другой такой игры не знаю
Аналогов турниру по поиску в интернете в мире нет (или есть, но о них автору ничего не известно). Ни в Европе, ни в обогнавшей нас по части компьютеризации лет на восемь Америке (нынешний уровень интернетизации России в 4 миллиона активных пользователей в США был достигнут в первой половине 90-х; сейчас же в Америке насчитывается около 100 миллионов активных пользователей). Хотя сама идея подобного соревнования появилась именно в США. Примерно полтора года назад в СМИ прошли сообщения о готовящейся телевизионной игре Web Challenge, основанной на поиске ответов на вопросы викторины в Сети. Спустя полтора года в США действующий турнир (или действующую телепередачу) по поиску в интернете найти не удалось – ни автору этих строк, ни сотрудникам «Яндекса».
Итак, редкий случай: идея, появившаяся за рубежом, впервые оказалась воплощена в России, а не наоборот. Замечу, что «Яндекс» заимствовал только общую идею; структура и правила Кубка России имеют мало общего с замыслом автора Web Challenge Стюарта Чефита (Stewart Cheifet).
Как же «Яндексу» удалось оказаться «впереди планеты всей»? Возможно, причиной является наш менталитет, отличный от европейского или американского. Ведь в сходную по духу с Кубком «Что? Где? Когда?» тоже играют только у нас (викторины на деньги не в счет: это все-таки совсем другие игры).
Но главная причина, видимо, все-таки не в национальных особенностях. Просто это частный случай энтузиазма, причем не отдельных сотрудников «Яндекса», а всей компании.
Елена Колмановская, главный редактор компании «Яндекс»:
- Практически все отделы нашей компании были задействованы в подготовке чемпионата. Мы готовили вопросы первого тура и финала, вместе с жюри проверяли ответы, программировали весь необходимый софт, организовывали очные игры. Честно говоря, мы даже не опасаемся конкурентов. Во-первых, мы знаем, чего стоит проведение Кубка. Во-вторых, если кто-то сможет сделать лучше, значит, они молодцы. Это только усилит идею соревнования.
Стоит отметить, что Кубок по поиску в интернете – мероприятие не только весьма трудозатратное, но еще и убыточное: спонсоры турнира в лице «Доктора Дизеля» и Red Bull компенсировали лишь около половины всех расходов. Впрочем, по мнению сотрудников «Яндекса», никакие деньги не гарантируют действительно хорошей игры.
Илья Сегалович, руководитель отдела поисковых систем «Яндекса», инициатор и один из организаторов Кубка по поиску:
- Финансирование тут практически ни при чем. Такие вещи без энтузиазма их создателей не сделаешь ни за какие деньги. Свидетельство тому – многочисленные примеры удручающих телевизионных программ.
Чемпионат, где более тысячи реальных участников, это и подготовка вопросов, и ведение форума, и разработка софта. Заметьте, весь софт уникальный и требует серьезных переделок для каждого, даже небольшого, изменения в правилах и для каждой игры, а ведь разных игр в рамках кубка было целых шесть! Плюс демонстрационные версии игр, плюс «прямые трансляции», причем разного формата для разных игр.
При этом нужно иметь удобный интерфейс проверки результатов. Скажем, в первом туре в полуавтоматическом режиме проверяется порядка 36 тысяч ответов! Все это должно быть еще и достаточно защищено как от хакерских атак (а они реально были и продолжаются), так и от нагрузок: представьте себе 300 человек, одновременно дающих ответ… Все ответы нужно обработать с минимальной задержкой, не больше секунды, иначе игроки обидятся и играть перестанут:-).
И главное, «логистика». Придумать правила, выслушать мнения людей в форуме, внести коррективы. Колоссальную помощь оказали нам в разработке Кубка сами игроки. Я считаю, что без обратной связи у нас просто ничего бы не получилось.
Есть такая субкультура?
Культура любого общества формируется из определенного числа самостоятельных элементов – субкультур. И чем больше в обществе таких уникальных образований – со своими правилами, традициями, ритуалами, чемпионами – тем общество более самобытно и жизнеспособно.
Один из ярких примеров оригинальной отечественной субкультуры национального масштаба – КВН. Другой – все та же «Что? Где? Когда?».
Есть ли шансы на появление в нашей стране субкультуры «веб-искателей», по определению прогрессивной и интеллектуальной? Полагаю, что да. Благо, перспективы у Кубка просто неоглядные: совершенствовать чемпионат, делая его в первую очередь более зрелищным (а значит, и более окупаемым), можно еще очень долго. Да и энтузиазм организаторов, уже пообещавших примерно через полгода устроить третий розыгрыш, похоже, неиссякаем.
Хочется отметить еще один момент, который может обеспечить долгую и счастливую жизнь чемпионатам по поиску в интернете. По моему глубокому убеждению, Кубок «Яндекса» – это состязание не столько в эрудиции и/или скорости работы с клавиатурой, сколько в умении быстро и правильно сформулировать запрос. Практически на любой из трех сотен вопросов турнира можно было ответить за несколько секунд – если, конечно, загнать в строку поиска идеально правильный набор слов.
А способность ориентироваться в стремительно меняющейся обстановке и вовремя задавать правильные вопросы – качество, бесценное и для повседневной, «офлайновой» жизни.
Предыдущие публикации:
В продолжение темы:
| Георгий Глазов 27 Dec 2001 9:49 AM |
Спасибо Вам, Игорь, за качественную статью и удачи в следующем Кубке! |
|
|