На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2003-10-15 на главную / новости от 2003-10-15
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 15 октября 2003 г.

«Яндекс»: все ли найдется?

Через неделю «Яндекс» собирается начать розыгрыш четвертого Кубка России по поиску в интернете. Главным призом для победителя в этом году станет не только титул «Человек, который нашел всё», но и автомобиль Peugeot 206.

Игры первого тура будут проходить с 22 октября по 6 ноября. По их результатам должны быть определены (и награждены) отдельные победители в семи федеральных округах России, странах СНГ, Европе, США, Канаде, Израиле и Австралии.

Отдельный зачет состоится для школьников. 20 школьников-победителей первого тура будут приглашены в начале декабря в Москву на свой финал. Во второй тур основных соревнований выйдут игроки, занявшие первые сто мест по результатам игр первого тура. Восемь лучших встретятся в финале, который по традиции пройдет в начале декабря в одном из интернет-кафе сети Cafemax.

Как обычно, в чемпионате поисковиков могут принять участие все желающие, владеющие русским языком и клавиатурой. Основным же для соискателей Peugeot является вопрос о том, что им придется искать? Другими словами, вопрос в том, как «Яндекс» построит свои задания (вопросы) к участникам соревнований.

О людях, которые занимаются составлением вопросов для очередного Кубка, а также о том, что, собственно, предстоит искать игрокам, корреспонденту ZDNet рассказала главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская.

Так кто же и как составляет вопросы для конкурса?

Для первых кубков все вопросы мы писали самостоятельно внутри «Яндекса». Однако со временем стало ясно, что заниматься этим нам не с руки: сами ведь не играем. Поэтому постепенно научились привлекать людей со стороны. Естественно, их имена не афишируются во избежание утечки информации. Часть из них - это участники прошлых игр, некоторые из них дошли до финала. Поборовшись в свое время за кубок, они заявили: «Да, нам интересно играть, но хотелось бы взглянуть на этот процесс и с другой стороны». Эти люди говорят, что больше в кубках не играют, и у нас есть все основания им доверять и знать, что все вопросы никуда на сторону не уйдут. После того как задания составлены, начинается процесс их редактирования и отбора. Поскольку мы устраиваем в первом туре шесть игр, то очень важной является задача сделать их равновесными по сложности.

(Шесть игр — принципиальный вопрос, это мы поняли еще на первом кубке. Дело в том, что только в нашей стране более десяти часовых поясов, а ведь в игре участвуют люди из Америки, Израиля, Канады. Чтобы человек мог обеспечить себе наилучший интернет на то время, когда он собрался играть, важно, чтобы часть игр приходилась на выходные: кому-то удобнее играть на работе, а кто-то предпочитает делать это в интернет-кафе.)

В связи с этим вопросы для кубка оцениваются по уровням сложности и перемешиваются. Для оценки сложности задания ответ на него сначала пытаются найти сотрудники «Яндекса». Естественно, скорость поиска при этом не сравнима со скоростью поиска на кубке.

Много ли людей принимает участие в нескольких играх?

Во всех шести участвуют редко, но есть любители. Во-первых, им просто нравится играть (это видно по количеству адреналина, который выплескивается на форумах после каждой игры). А потом — шансы увеличиваются. Если человеку кажется, что он сыграл не так хорошо, как мог бы, ему хочется улучшить результат. Но в среднем процентов 30 игроков участвует более чем в двух играх, а 60% играют дважды.

Какие типы заданий планирует использовать «Яндекс» в этом году?

Тип заданий у нас радикально сменился уже на третьем кубке. До этого два кубка подряд мы сотрудничали с Анатолием Белкиным - это тот, который «знаток», «Своя игра», команда «Неспроста» и так далее. Он нам составлял вопросы в виде текстов с пробелами. И люди должны были с помощью поиска в интернете заполнять пробелы. Причем текст был устроен так, что, не заполнив какое-то количество пробелов, нельзя было понять, как искать дальше. Это были очень интересные тексты, но мы от них отказались по двум причинам. Во-первых, у нас все-таки не «Что? Где? Когда?». У нас поиск в интернете. Безусловно, в кубке играет очень много «что-где-когдашников», потому что это похожий тип игровой активности. Но у нас все-таки игра не на эрудицию (хотя эрудиция никогда никому не помешает), а на то, что надо в интернете найти. Раньше была возможна ситуация, когда многие за счет эрудиции могли не искать, а просто понять, догадаться, узнать и подставить слова без поиска. В результате мы поменяли тип вопросов.

В третьем кубке было два вида заданий: списки и товары. В первом надо было найти, например, все возможные пароходы Волжской флотилии или награды Путина. Обычно списки содержали от 10 до 20 пунктов, потому что больше — долго искать. И естественно, они нигде не находились на одной странице. Второй тип заданий заключался в том, чтобы по каким-то товарам найти лучшую цену. В результате мы поняли, что первая игра удачная, а вторая — нет. Критерий удачной игры заключается в простоте оценки ответов («жюрения»). Когда начали оценивать «товарную» игру, оказалось, что это далеко не так просто. Цена на товар — дело тонкое. Особенно, когда торопишься. Товар бывает со скидкой или без скидки, с налогом или без налога, он по-разному стоит в России и за рубежом. Наконец, цены постоянно меняются. Есть, допустим, сайт мебельной фабрики и есть 25 сайтов, которые его цену транслируют. Так вот, на самом сайте цена поменялась, а трансляторы задержались. Принимать такие ответы или нет? То есть мы поняли, что не очень удачно сформулировали правила. И если сейчас мы и будем играть в товарную игру, то иначе.

Белкина в этом году точно не будет. А в целом будет похоже на то, что было в прошлом.

Кто «жюрит» нынешний кубок?

Первые два тура оцениваются внутри «Яндекса» организаторами, а на финал мы приглашаем специальное жюри. В нем есть бессменный секретарь - технический директор «Яндекса» Илья Сегалович. Это ведь большей частью благодаря его вдохновению родился этот конкурс. Ведь с чего началось? Где-то прочли о том, что в Америке собрались делать какую-то поисковую телевизионную передачу. Что за передача и как в нее играть, мы не знали. Мы придумали правила и провели свой кубок. А в Америке вроде бы так ничего и не вышло: как раз в то время упал Nasdaq, и никогда больше ничего подобного там не устраивали.

Мы рассчитываем, что на этот раз все будет в два раза масштабнее. И за счет того, что приз большой, и за счет региональных туров, да и просто у людей улучшился интернет. У нас на сегодня уже зарегистрировалось 4122 человека. В прошлом году зарегистрировавшихся было около 6 тысяч, а играло около тысячи. 

 Предыдущие публикации:
2001-12-25   Новый национальный спорт: поиск в интернете на время
2002-12-05   «Яндекс» разыграл третий Кубок
 В продолжение темы:
2003-12-10   Конфиденциальные данные просочились в веб
2005-12-07   Белорус, который нашел всё
Обсуждение и комментарии
Out of stock
15 Oct 2003 1:45 PM
Хммм.. после того, как в одном из кубков победил небезысветсный Антон Носик, участие в таких мероприятиях мне кажется бесполезным. Всерано победят "свои".
Не знаю как у других, однако яндексом что-то у меня часто не получается найти то, что хочется. Гугл приносит больше положительных результатов.
 

G.A.T. - anton81mail.ru
16 Oct 2003 8:11 PM
Правила читал? Искать то можно и не только яндексом.
 

Снегирь
17 Oct 2003 1:42 PM
> Искать то можно и не только яндексом.
Искать -- да, а вот найти ... Шутка.
Результат зависит от искусства составлять запрос. Гугл и Яндекс дают почти одинаковые результаты. Я сравнивал именно на вопросах Кубка. Правда, несколько вопросов лучше было решать в Яндексе. Там синтаксис запроса богаче.
 

MIX - dsm2omskcity.com
19 Oct 2003 8:17 PM
Народ а какой примерно бал прохождение на скока вопросов надо ответить!
 

San
20 Oct 2003 10:01 PM
MIX - в первых двух кубках для выхода во второй тур достаточно было правильно ответить на 14 вопросов из 20, в третьем кубке (прошлогоднем) - на 13.
 

Михаил Ушаков
4 Nov 2003 3:05 PM
Вопрос к автору: Леонид, а сам-то играешь? ;)
 

 

← сентябрь 2003 9  10  13  14  15  16  17  20  21 ноябрь 2003 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!