Все новости от 20 апреля 2004 г. Независимые эксперты Минэкономразвития подвергли критике ФЦП «Электронная Россия»
На прошедшей неделе в Минэкономразвития поступили рекомендации о корректировке федеральных целевых программ, сделанные группой независимых экспертов (эту группу ведомство образовало в конце прошедшего года)*.
В перечень программ, нуждающихся, по мнению экспертов, в улучшении, попали: «Электронная Россия», подпрограмма «Информатизация» программы «Модернизация транспортной системы России» и программа по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (включая подпрограмму «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных имущественных отношений»).
Как полагают эксперты, «Электронная Россия», бюджет которой определен в 77 млрд руб., «не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к государственным программам». В частности, отсутствуют четкие цели программы и необоснованны сроки ее реализации. Так, в своем отчете эксперты отметили: «Цель программы сформулирована недостаточно четко — представлена как перечень положительных последствий решения проблемы слабого развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), отчасти как перечень механизмов достижения подобных положительных последствий. Кроме того, цель количественно не определена, а проверка ее достижения затруднительна». (Напомним, в паспорте «Электронной России» обозначено следующее: «Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.»)
Еще один недостаток «Электронной России» заключается, по мнению экспертов, в отсутствии обоснования объемов финансирования программы в целом и объемов привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов РФ. Другая проблема ФЦП — «низкие объемы фактического финансирования (при том, что, как следует из отчетности о реализации программы за 2002-2003 годы, удалось выполнить достаточно много запланированных работ**, а на проблемы недостаточного финансирования нигде не указывается)». Кроме того, эксперты отметили, что «Электронная Россия» не имеет методики оценки эффективности.
На основании приведенных выше выводов эксперты считают, что программа должна быть скорректирована. Требуется уточнить ее цели и сроки реализации. Необходимо сократить перечень мероприятий «Электронной России», что должно повысить «реалистичность программы, разработать и внедрить процедуры, которые могли бы обеспечить ее финансирование за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников».
Рекомендации экспертов заключаются в том, что «доработчики» «Электронной России» должны делать ставку не на локальные пилотные проекты, а на создание федеральных систем. Им стоит также предусмотреть создание системы своевременного обновления ИКТ за счет участия бизнеса, организовать федеральную библиотеку ИКТ-решений и пр.
Еще более сильной критике подверглась подпрограмма «Информатизация» ФЦП «Модернизация транспортной системы России» (бюджет подпрограммы составляет около 3 млрд 100 млн руб.) Основные недостатки определены следующим образом:
- отсутствует четко сформулированная проблема, которую должна решать подпрограмма;
- цели подпрограммы размыты, в результате чего контроль за ходом ее реализации невозможен;
- отсутствуют обоснования потребности в ресурсах для решения задач подпрограммы, сроки окупаемости и оценки эффективности ее отдельных мероприятий;
- отдельные мероприятия пересекаются с другими подпрограммами названной ФЦП.
Эксперты рекомендуют прекратить реализацию этой подпрограммы, а в других подпрограммах данной ФЦП предусмотреть разработку и внедрение ИКТ на отдельных видах транспорта.
По программе, связанной с созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (ее бюджет на 2002-2007 годы составляет 46 млрд 644 млн руб.) замечаний не делали, а лишь обозначили основную проблему. Она заключается в том, что уже созданы 4-5 вариантов не совместимых между собой карт и баз данных. Одни из них отображают земельные участки, вторые — объекты недвижимости, третьи — только жилой фонд и его распределение, четвертые — системы природных объектов и природных ресурсов, пятые — подземные коммуникации, трубопроводы.
В силу ведомственной разобщенности эти данные используются только в той или иной государственной структуре. При развитии баз данных и создании новых карт происходит дублирование затрат. Сами базы и карты создаются по разным правилам и действуют на базе различных стандартов. В результате картографические продукты, при их практическом использовании в рамках одной системы, не могут обеспечить принятие ответственного управленческого или инженерно-технического решения.
Эксперты рекомендуют, в частности, продолжить реализацию программы, но при этом переопределить госзаказчика. Минимущество должно передать управление программой ведомству, отвечающему за регистрацию прав, а именно: Минюсту.
*Группа независимых экспертов образована министром экономического развития и торговли Российской Федерации Германом Грефом для исполнения решений протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 г. (№ 46). На этом заседании было поручено Минэкономразвития России, Минфину, Минпромнауки обеспечить проведение экспертных проверок реализации федеральных целевых программ.
**Минэкономразвития еще только приступает к доскональному изучению работ, выполненных в рамках «Электронной России» (см. IT-daily: Минэкономразвития собирает мнения о работах, выполненных в рамках «Электронной России»).
В продолжение темы:
|