На главную страницу AlgoNet В сотрудничестве с ZDNet
АРХИВ СТАТЕЙ 2005-6-5 на главную / новости от 2005-6-5
AlgoNet.ru
поиск

 

Место для Вашей рекламы!

 

Все новости от 5 июня 2005 г.

Цифровое неравенство не исчезло

Если просматривать только общую статистику, то может показаться, что проблема цифрового неравенства давно решена.

Согласно проведенному в марте 2005 года исследованию организации Pew Internet & American Life Project, интернетом пользуются 67% взрослых американцев и 87% подростков. В сентябре 2004 года отчет Henry J. Kaiser Family Foundation показал, что 96% всех детей в возрасте от 8 до 18 лет по крайней мере однажды выходили в онлайн и что при разбивке с учетом этнического фактора и дохода семьи это число меняется всего на несколько процентных пунктов.

Создается впечатление, что нам больше не надо заботиться о наведении моста между технологически имущими и неимущими.

Если же более детально разбираться в том, как именно американцы используют интернет и информационные технологии, то обнаружится, что дело обстоит совсем иначе. Так, всего 29% школьников из семей с годовым доходом менее $15 тыс. пользуются домашним компьютером для выполнения учебных заданий. Для сравнения, в семьях с доходом $75 тыс. свыше 77% детей делают уроки на домашнем компьютере.

Но даже эти цифры, учитывающие доходы, мало о чем говорят. Они рисуют всего лишь одномерную картину. Попытка определить, существует ли качественное неравенство, только по количеству людей, применяющих интернет и технологические инструменты, проблематична. Это все равно, что пытаться определить, как много людей умеет водить машину, спрашивая, сидели ли они в ней когда-нибудь.

На самом деле необходимо выяснить следующее: действительно ли технология усиливает неравенство между разными группами в обществе. Например, создает ли та скорость, с которой элиты воспринимают новые технологии, растущий «интеллектуальный разрыв» между ней и теми, кто не знает о новейших технологиях, не умеет ими пользоваться или не может их себе позволить?

Если темпы технологического прогресса действительно постоянно ускоряются, не служит ли это причиной того, что более образованные, благополучные и уже освоившие язык технологии люди не просто окажутся впереди, а станут все дальше и дальше отрываться от остальных?

Как определить, существует ли этот разрыв на самом деле? Никак — в этом-то и проблема. Однако без всяких исследований легко заметить реальную разницу в качестве жизни между теми, кто имеет круглосуточный широкополосный доступ, и теми, у кого вообще нет доступа в интернет или кому приходится стоять в очереди в публичной библиотеке, чтобы его получить.

Не нужно быть доктором философии, чтобы убедиться, как трудно приходится в информационный век тем, кому недостает технологической грамотности или навыков, чтобы конкурировать с людьми, имеющими возможность в любое время гонять информацию из одного конца планеты в другой и обратно. Не нужно ждать отчета Министерства торговли по созданию рабочих мест для представителей нового поколения, так как к тому времени, когда эти новые рабочие места появятся, там уже будет «интернетизированная» элита.

Как же бороться с этим новым цифровым неравенством?

Давайте начнем со сбора информации не только о количестве, но и о качестве доступа к технологии и ее использования. Только тогда можно будет приступить к устранению неравенства в знаниях и общего неравенства, к которому оно ведет. Отчет, опубликованный на этой неделе организацией Children's Partnership и озаглавленный «Измерение цифровых возможностей для американских детей», делает шаг в этом направлении.

Затем, давайте воспользуемся этой информацией для разработки плана здорового, равноправного и постоянного приобщения всех американцев к информационной технологии. Группа из Общественного технологического фонда Калифорнии уже занимается созданием такого плана для штата Калифорния.

И пусть ИТ-индустрия сама станет полноценным участником процесса расширения доступности технологии и ее использования в общественно-полезных целях. Например, пусть закон штата Калифорния потребует, чтобы 50% всей экономии от предполагаемого слияния SBC Communications и AT&T возвратилось обществу. Если слияние произойдет, почему бы не направить сэкономленные средства в реальные программы по устранению цифрового неравенства в соответствии с подготовленным планом?

Наконец, нужно признать, что хотя его трудно оценить количественно, новое лицо цифрового неравенства не такое уж и новое. На самом деле конгрессмен Мартин Лютер Кинг-младший очень красноречиво выразил это почти 37 лет назад: «Наш научный и технологический гений сделал всех жителей планеты соседями, но мы еще не выработали этических норм проживания в этом соседстве. Не знаю как, но мы должны как-нибудь это сделать».

Об авторе:
Консультант Пол Лам состоит членом Community Technology Foundation of California.

 В продолжение темы:
2006-03-20   Движение открытого ПО «расколото цифровым неравенством»
Обсуждение и комментарии
Весельчак У
9 Jun 2005 2:34 PM
Бред сумсашедшего в исполнении автора.
А тот факт, что наряду с семьями, у которых годовой доход $75000 и выше есть семьи, у которых $15000 и ниже, аффтора не беспокоит? Может, надо сначала определиться из чего в какую сторону ноги растут?
Или американцы, по любимой метОде, и здесь пытаются решать проблемы через банальное отверстие и прямо в лоб?
 

Весельчак У
9 Jun 2005 2:42 PM
"Не нужно быть доктором философии, чтобы убедиться, как трудно приходится в информационный век тем, кому недостает технологической грамотности или навыков, чтобы конкурировать с людьми, имеющими возможность в любое время гонять информацию из одного конца планеты в другой и обратно."

Я бы эту фразу переделал бы на так:
Не нужно быть доктором философии, чтобы убедиться, как трудно приходится в информационный век тем, кому недостает _ДЕНЕГ_НА_ПОКУШАТЬ_И_НА_ПОУЧИТЬСЯ , чтобы конкурировать с ДЕТЬМИ_ЛЮДЕЙ, имеющими возможность в любое время гонять НА_АВИАЛАЙНЕРАХ из одного конца планеты в другой и обратно.

Мне кажется, так больше соответствует духу проблемы.
 

=A=
9 Jun 2005 5:08 PM
да не. от доходов здесь действительно уже неверно мало что зависит. совсем недавно вернулся из Варшавы. там интернет-кафе стоит 4zl в час (примерно $1). Всё дешевеет. Россия -- как пример каменного века: у меня рядом с домом (Москва) тоже самое стоит 70 р в час.
 

Весельчак У
9 Jun 2005 6:32 PM
2 =A= Вопрос не в том, зависит или нет, хотя имхо зависит.
Вопрос в другом: почему деятелей беспокоит вопрос "цифрового", т.е. почти виртуального неравенства, а вопрос конкретного материального - нет?
 

Весельчак У
9 Jun 2005 6:35 PM
А зависимость очень простая - когда у человека нет денег. он больше думает о том, где бы их взять, а использование компьютера и интернета - это вопрос пятого плана, на который некогда заморачиваться.
 

В.И. Ленин
10 Jun 2005 2:00 AM
Учиться, учиться и учиться, ламера маздайные!
(админы, ну и что такого было в моем посте, что его стерли?)
 

В.И. Ленин
10 Jun 2005 2:11 AM
Весельчак, когда у человека нет денег, он думает, где бы их заработать. А зарабатывать можно по-разному: и работая с чужими компами (если ты живешь в обществе, где они вообще есть), и подметая улицы. А часто оказывается так, что использование компьютера и интернета - это вопрос первого плана, вопрос выживания, способ заработать кусок хлеба. Так что я бы не проводил черту между виртуальным и материальным. Когда нет денег, но есть навыки и желание учиться и работать - это называется временный финансовый кризис. Когда же нет ума (образования, царя в голове и т.д.) - вот это уже беспросветная бедность и безысходность. Другое дело, что образование-то как раз и недоступно для большинства в третьем мире, вот это настоящая проблема. И автор пишет актуальные вещи. Кстати, по этой же причине нас (бывш. СССР) никогда не превратить в третий мир, не заламерить, сколько бы всякие Билли не старались - знания у нас не отберешь. А третий мир нужно поднимать именно компьютеризацией и подключением к инету. Ибо пытаться поднять в нем индустрию с пролетариатом - нереальный процесс. Да и не нужно, для этого есть Китай.
 

В.И. Ленин
10 Jun 2005 2:25 AM
а настоящие проблемы третьего мира (и частично нашего второго) это:
- недоступность и бессистемность образования
- государственное регулирование ИТ сферы, от цензуры до отношения к ИТ как к предметам роскоши, а не орудиям труда (с бешеными пошлинами и т.д. - так сейчас в Африке, так было 15 лет назад в СССР)
- деструктивные "культурные", религиозные и военные факторы - от Филиппин до Косово
- инертная мораль общества как историческое наследие (т.н. совкизм), которую ярче всего выразила одна бабушка: "компьютеры, компьютеры... к труду приучать надо:)", в том числе - непонимание важности таких человеческих ценностей, как демократия, свобода слова, свобода профессиональной деятельности; непонимание основ постиндустриализма, его отличия от индустриальной экономической системы и ограниченности индустриальной (капиталистической) системы во времени конкретным отрезком развития производительных сил и орудий труда - серп, молот, станок, клавиатура, интерфейсы будущего; миф об избытке специалистов, миф о всемирном заговоре, другие мифы. Весь последний пункт относится в основном к России.
 

7X
10 Jun 2005 9:55 AM
---
Кстати, по этой же причине нас (бывш. СССР) никогда не превратить в третий мир, не заламерить, сколько бы всякие Билли не старались - знания у нас не отберешь.
---
Спорное заявление.
Качество образоваиня, имхо, падает с каждым годом.
 

7X
10 Jun 2005 9:56 AM
извините
образоваиня=образования
 

hail
10 Jun 2005 3:29 PM
"На самом деле необходимо выяснить следующее: действительно ли технология усиливает неравенство между разными группами в обществе."

Это рассмотрено в учебнике по истории для 5-го класса средней общеобразовательной школы.
 

Илья
13 Jun 2005 7:59 AM
Как-то страшно далек этот автор от народа. В Англии, например, среди представителей одной из крупных этнических групп быть умным просто немодно (была статья на ВВС). Сколько бы эти люди не зарабатывали, вряд ли им понадобится интернет.
 

Ха
27 Jun 2005 1:46 AM
[quote]да не. от доходов здесь действительно уже неверно мало что зависит. совсем недавно вернулся из Варшавы. там интернет-кафе стоит 4zl в час (примерно $1). Всё дешевеет. Россия -- как пример каменного века: у меня рядом с домом (Москва) тоже самое стоит 70 р в час. [/quote]

Владивосток. Интернет кафе. Выделенные линии. 18 руб в час. Что ещё скажешь?
 

User
27 Jun 2005 8:48 PM
> В Англии, например, среди представителей одной из крупных этнических групп быть умным просто немодно (была статья на ВВС).

Ссылку в студию, или завязывать свистеть. Как эти безмозглые зарабатывать будут? На бенефитах сидеть, разве что.
 

RusBook
1 Jul 2005 5:05 PM
ИМХО статья актуальная. Причем на Западе еще не все так запущено, как в СНГ: там даже бедные семьи могут себе позволить компьютер.
В Германии, скажем, образование бесплатное: и школьное, и высшее. Но для поступления в университет надо хорошo закончить школу. А хорошо закончить школу легче, имея дома компьютер и Интернет.
 

Илья
3 Jul 2005 2:22 AM
2User
Лови ссылку:
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4325000/432567 1.stm

 

Илья
3 Jul 2005 2:23 AM
Поправка
<http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4325000/4325671 .stm>
(если снова не получится, убери пробел перед 1.stm)
 

 

← май 2005 1  2  3  5  6  7  8  9  10 июль 2005 →
Реклама!
 

 

Место для Вашей рекламы!