Все новости от 25 декабря 2000 г. Кто вы, мистер И?
Страна пытается оценить своих интернет-пользователей Во всем мире интернет давно превратился в пространство, на котором не только происходит информационный обмен, но и кипит бурная «предпринимательская» деятельность самого разного толка. Скорость передачи данных, широкий охват аудитории и восприимчивость большинства интернет-пользователей к новой информации делает Сеть весьма привлекательной средой для коммерческих и политических манипуляций. На Западе заинтересованные люди давно это поняли и охотно пользуются услугами различных исследовательских организаций, чтобы узнать своих потенциальных потребителей поближе.
В этом отношении Рунет до недавнего времени не представлял большого интереса: слишком узок был круг русских интернет-пользователей, страшно далеки были они от народа, да и денег у них было не так много, чтобы можно было делать ставку на их покупательную способность. Все большие дела вершились в офлайне. Но вот, когда «там» появились признаки спада, интернет-бум, наконец, дошел до России.
Когда число пользователей стало расти в геометрической прогрессии, бизнесмены и политтехнологи всерьез задумались о том, кто же на самом деле сейчас обитает в Рунете и что им можно предложить. В Сети начали проводиться всевозможные опросы пользователей и интернет-провайдеров. Однако серьезные агентства, такие как Gallup Media и КОМКОН-2, предпочитали проводить исследования по традиционным социологическим схемам и не спешили разглашать их результаты.
Но монополия на «тайное знание» постепенно начинает нарушаться. В конце декабря информационная служба «Страна.Ru» и Фонд «Общественное мнение» обнародовали результаты исследования «Интернет в России/Россия в Интернете». Этот проект отвечает требованиям фундаментального социологического исследования: вероятностным методом с последовательной территориальной стратификацией была сконструирована исследуемая совокупность; затем на выборке, репрезентативной для генеральной совокупности городского населения, было проведено четырехступенчатое полевое исследование; вычислены веса для коррекции различных диспропорций и статистическая погрешность. На основании анализа полученных данных составлен отчет, с которым любой желающий может ознакомиться, зарегистрировавшись на сервере «Страна.Ru». Интернет в России Первая часть исследования включала скрининг городского населения старше 13 лет. Социологи попытались выявить различные типы отношения к Сети, получить статистические данные о распространении этих типов в различных регионах России и определить социально-демографическую специфику типов отношения к интернету.
Респондентам задавались вопросы о том, знают ли они, что такое интернет, могут ли они назвать себя интернет-пользователями, есть ли у них возможность и желание пользоваться Сетью. В результате были выделены следующие типы отношения к сети: «реальные пользователи» (3,6%, или 3,3 млн чел.); «возможные» (11,3%, или 10,3 млн чел.); «желающие» (10,9%, или 9,95 млн чел.); «знающие» (18,4%, или 16,8 млн чел.); «далекие» (55,9%, или 51,04 млн чел.).
Если внимательно рассмотреть прилагающиеся таблицы и графики, можно заметить, что около 5 млн чел. имеют возможность пользоваться Сетью, уже пробовали это делать, но в настоящий момент не испытывают особого желания продолжать это занятие. Интересно, что даже среди «далеких» от Сети нашлось 8% испытывающих сильное желание пользоваться ею, в то время как среди «знающих» (которых почти 17 млн) таковых вообще не нашлось. Исследователи не ставили своей целью выявить глубинные мотивы поведения людей, хотя было бы интересно узнать, не свидетельствует ли это о своеобразном феномене «пресыщения» возможностями интернета, равнодушия к Сети или даже разочарования.
Правда, еще примерно 5 млн из «возможных» испытывают сильное желание присоединиться к интернет-пользователям (и, судя по всему, скоро так и сделают). Следующая волна пополнения интернет-аудитории, скорее всего, произойдет за счет тех «желающих», которые пока не имеют возможности получить доступ. Не исключено, что в ближайшем будущем число интернет-пользователей возрастет до 23 млн чел.
Распределение типов отношения по социально-демографическим и территориальным параметрам, в общем, соответствует ожиданиям: среди «реальных» пользователей мужчин на 21% больше, чем женщин; почти 40% «реальных» пользователей — люди в возрасте от 20 до 29 лет; 49% из них имеют высшее образование и еще 15% — неполное высшее, подавляющее большинство работает (в том числе и студенты). Среди «желающих» преобладают тинэйджеры старше 13 лет. Более половины «реальных» пользователей проживают в Москве (25,7%) и других мегаполисах, включая Санкт-Петербург (11,6%). На крупные города с числом жителей от 100 тыс. до миллиона приходится чуть более трети всех пользователей (35,7%), а оставшиеся 12,6% — на малые города и поселки городского типа. Среди «возможных» и «желающих» повышены доли Уральского и Приволжского округов, а также крупных и малых городов Южного округа.
Россия в интернете После проведения обширного скрининга было выявлено более двух тысяч человек, назвавших себя интернет-пользователями. Часть из них (1765 респондентов) согласились дать интервью, вопросы которого касались времени, проведенного в Сети, графика посещений, видов деятельности в интернете и т.п. В результате были построены типологии активности и интересов пользователей, а также описаны социально-демографические группы, представленные в интернет-сообществе. Группы пользователей по интересам, а также внутригрупповые и межгрупповые связи исследовались с применением методов факторного и кластерного анализа; коэффициент ранговой корреляции высчитывался по формуле Кендалла. Выяснилось, что наиболее плотными тематическими блоками являются группы «Дети, медицина, лекарства» (5% пользователей), «Отдых, путешествия, природа» (6%), «Радио, телевидение» (5%), «Бизнес, банки, финансы, аналитика, экспертиза, компании, законы» (10%). Группа «Радио, телевидение» оказалась тесно связанной с группами «Спорт, авто-мото» и «Игры, юмор, эротика». Достаточно велика группа пользователей «Без интересов», которые проводят в Сети совсем немного времени и не всегда могут точно определить, что же они там делали.
Больше всего времени в Сети проводят те, кто интересуется техникой, компьютерами и бизнесом. Чем активнее человек в Сети, тем вероятнее, что он делает акцент на работу, виртуальное общение и онлайновые новости. Большинство из наименее активных пользователей Сети, не имеющих ясно выраженных сетевых интересов, обращается к интернету в образовательных целях. Возможно, речь здесь идет, например, о копировании рефератов.
Новости интересуют 38% опрошенных (причем только 12% просматривают новости в каждом сеансе), 41% за последний месяц не посещали новостных сайтов. Поклонники новостных ресурсов чаще всего встречаются в группах «Новости, политика, города, регионы» (77%), «Радио и телевидение» и «Спорт и авто-мото» (по 57%).
Треть пользователей за прошедший месяц получили через интернет какую-либо информацию о товарах или услугах. Вдвое меньше респондентов – лишь 16% – посещали за это время какие-либо онлайновые магазины или аукционы. И совсем небольшая доля – всего 3% – совершили при этом хотя бы одну реальную покупку.
Менее четверти пользователей Сети (22%) принимают участие в каких-либо форумах, интернет-дискуссиях, чатах. При этом лишь 6% пользователей общаются таким образом в каждом своем интернет-сеансе. Чаще такие общительные пользователи входят в состав групп «Игры, юмор, эротика» (45%) и «Радио, телевидение» (40%).
Чуть более половины пользователей (52%) могут входить в Сеть на работе, 28% – дома, 22% – по месту учебы. Более половины (55%) респондентов обычно пользуются интернетом днем (от полудня до 6 часов вечера), 32% – вечером (до полуночи), 25% – утром. Ночные веб-путешественники чаще встречаются среди любителей интернет-развлечений, их количество не превышает 11%. И это несмотря на то, что большинство интернет-провайдеров предлагает существенные скидки, стремясь сделать это время суток более привлекательным для пользователей.
По приоритетам использования Сети интернет-аудитория разделилась на старожилов (тех, кто начал пользоваться ею до 1998 года) и новоселов. Старожилов отличает прежде всего повышенная активность в посещении интернета. По всей видимости, они с самого начала привыкли использовать его для работы (об этом заявили 67% подключившихся до 1998 г. против 53% в целом по опросу). Профессиональная деятельность старожилов не обязательно напрямую связана с Сетью, тем не менее интернет для большинства из них – необходимый рабочий инструмент. Среди типов сайтов, посещавшихся старожилами за последний месяц, преобладают те, содержание которых связано с профессиональной деятельностью: «Аналитика, экспертиза», «Бизнес, банки, финансы», «Законы», «Компании, организации, фирмы» и т.д. Функциональный подход к интернету выражается и в том, что старожилы чаще посещают поисковые сайты и заметно активнее в электронной переписке (электронной почтой пользуются 79% начавших до 1998 г. против 65% в целом по опросу).
Подавляющее большинство старожилов работают (72% подключившихся до 1998 г. против 61% в целом по опросу), имеют высшее образование (61% против 46% соответственно) и относительно обеспечены.
За долгие годы знакомства с Сетью, старожилы успели обзавестись привычками: чаще всего они выходят в сеть на работе, реже, чем новоселы, пользуются ею в выходные и чаще обращаются к иностранным, преимущественно англоязычным, сайтам. Хотя бы раз в месяц англоязычный сайт посещали 69% подключившихся до 1998 г. (против 52% в целом по выборке), при этом уровень знания английского в этой категории пользователей не превышает средних показателей по опросу. Интерес старожилов к иностранным сайтам не в последнюю очередь можно объяснить тем, что в годы, когда они приобретали навыки работы с Сетью, Рунет находился в стадии становления.
Новоселы менее активны. Среди них высок процент учащихся – 45% среди подключившихся в 1999 г. и 41% – в 2000-м (против 35% в среднем по опросу). Естественно, процент имеющих высшее образование среди новоселов ниже. Ниже и доходы. Так что вполне понятно, почему у них практически отсутствует интерес к интернет-магазинам, аукционам и т.п. Видимо, от расхожего убеждения, что будущее электронной коммерции связано с новыми пользователями, пришедшими в Сеть в последние годы, следует на время отказаться: новоселы к интернет-коммерции равнодушны и не являются активными потребителями предлагаемых услуг.
Стоит отметить, что многие новоселы на вопрос «Для каких целей вы чаще всего используете интернет?» отвечают: «Для удовольствия». При этом новоселы гораздо менее определенны в ответах на вопросы о типах сайтов, которые они посещали за последний месяц и на которых провели больше всего времени. В возрастной группе до 20 лет среди интересов преобладают «Игры, юмор, эротика» (18% против 10% в среднем по опросу). Молодые пользователи реже имеют электронную почту и в качестве коммуникативного средства предпочитают использовать чат. Отправная точка Проведя опрос интернет-аудитории, Фонд «Общественное мнение» определил полученный срез как «точку ноль», характеризующую некоторое актуальное состояние исследуемой области. На этом социологи решили не останавливаться и сформировали из части опрошенных пользователей постоянную выборку (согласились участвовать в дальнейших исследованиях 836 респондентов). Этим постоянным участникам были заданы вопросы о темпах развития интернета, его роли в жизни общества и граждан, о ситуации в стране и оценке реформ последних лет, о политических пристрастиях и экономических трудностях, ценностях и жизненных установках. Результаты довольно предсказуемы: интернет-пользователи ориентированы на успех, оптимистичны и активны, заботятся о своем здоровье, много и с удовольствием работают, в свободное время любят смотреть телевизор, довольно положительно оценивают происходящее в стране, оценивают деятельность президента и правительства как удовлетворительную, одновременно симпатизируют Г.Явлинскому и не всегда помнят, за кого голосовали на последних выборах.
Фонд «общественное мнение» планирует раз в полгода проводить опросы среди участников постоянной выборки и размещать информацию о результатах своих исследований на сайте, который будет создан в начале 2001 года. В продолжение темы:
|
|
| Bgk - sociolinkal.ru 25 Dec 2000 7:32 PM |
"Однако серьезные агентства, такие как Gallup Media и КОМКОН-2, предпочитали проводить исследования по традиционным социологическим схемам и не спешили разглашать их результаты. " Здрасссте!!! А на www.monitoring.ru заходить не пробовали? Там открыто всё, включая описание методики исследования. И во-вторых, что значит "по традиционным соцологическим методикам"? Представьте, вы приходите к врачу, а он вам говорит - вам аппендикс по традиционной методике резать или нет? Всё отличие исследований internet.strana.ru от комконовских и monitoring.ru состоит в том, что, хотя цифры получены сопоставимые, Strana.ru угрохала 2млн.$, зачем-то набрав выборку из 70тыс. интернетчиков, хотя monitoring'у хватило восьми и затраты получились меньше на порядки. И комкон потратил не больше - а данные устроили даже привиред-заказчиков из IDC. Отсюда мораль - может, не стоит писать статей, не разобравшись в вопросе? Журналюги, млин... |
|
| noname 25 Dec 2000 8:37 PM |
Ну да, кому-то достаточно и того хавчика, что предлагает monitoring.ru. Это уж кому что нравится. |
|
| akryl 26 Dec 2000 7:01 AM |
Не угрохали 2млн, а освоили. Чувствуете разницу? Было бы больше, освоили бы больше... |
|
| кто-то 9 Jan 2001 11:34 AM |
Что-то пахнет эта статья странновато :) |
|
| VSa 9 Jan 2001 12:46 PM |
>Что-то пахнет эта статья странновато :) Да, действительно, неприкрытая "джинса" :( Вобщем, СТРАНА.ДУ :)))) |
|
| TiN|GrAvE - TinGravemail.ru 21 Jan 2001 6:10 AM |
А кому, кроме провайдеров и бизнесменов это нужно знать?? Никому! |
|
| Ru 30 Jan 2001 11:26 AM |
Что-то происходит с читателями zdnet.ru. Я хочу сказать, что-то странное с ними происходит. Везде им мерещатся призраки заказных статей. Только одно успокаивает, не смотря ни на что, они (читатели) продолжают приходить на сайт и горячо обсуждать,какая же это все-таки "Джинса"! Значит, все не так уж и страшно, значит, статью до конца дочитали и даже включились в обсуждение...Тогда, может, это не заказ? Если в материале журналист не поливает грязью всех подряд, это говорит о том, что ему интересен этот проект, а не о том, что ему кто-то денежек заплатил. Хотя, конечно, так тоже бывает ... |
|
| eXOR 28 Nov 2001 4:28 PM |
Закон джунглей: не полил ты - польют тебя. |
|
|